IPO Казатомпрома (KAP) было народным и проходило по упрощённой схеме. Это когда акции специально размещаются по заниженной цене для получения инвесторами гарантированного дохода. Казахстанцы по совету брокеров подавали заявки по верхней планке в $15,4, но в итоге продавали по нижней границе в $11,6.
Чтобы успеть купить заветные бумаги КАР розничным инвесторам приходилось устраивать «спринтерские забеги».
У решивших впервые стать инвесторами было много вопросов технического характера. Как подать заявку? Как перечислить деньги на брокерский счет? Какую цену указать? Но телефоны брокерских компаний были заняты. Приходилось ехать в офисы по ночам и вылавливать менеджеров, чтобы получить ответы. Самые упорные все-таки стали обладателями акций уранового монополиста. Например, моя заявка была удовлетворена не полностью. Пришлось докупать уже на вторичном рынке
До последнего было непонятно, состоится ли IPO в запланированное время. Имелись в виду не только технические проблемы, но и законодательные, которые решались буквально на ходу. В итоге Казатомпром разместился сразу на двух площадках: в Лондоне (LSE) и в Нур-Султане (AIX). 15% акций КАР инвесторы приобрели за $451 млн.
Спрос превысил предложение в 1,7 раза. В IPO участвовали 49 иностранных и 16 отечественных юрлиц, а также 2,7 тысячи казахстанцев. Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана (ЕНПФ) купил около трети всех акций. В итоге, казахстанские физики и юрики приобрели 47,5% акций, размещенных в ходе IPO.
В первые дни торги на LSE открывались с премией 3–4%, а на AIX — 10% от цены размещения. Рост котировок акций на бирже МФЦА мог быть ещё выше. Однако нормативные ограничения не позволили отдельным брокерам - участникам банковского конгломерата участвовать в IPO.
Три года компания компания исправно выплачивала дивиденды, причем с каждым годом все выше. Например, за 2021 год дивидендная доходность составила 8%. В ноябре прошлого года за 1 акцию давали $49. Однако после январских событий в Казахстане и обострившейся геополитической ситуации вокруг Украины, акции уранового гиганта упали на 50% со своего максимума. Основные риски компании - транспортно-логистические: 50% желтого кека экспортируется через российскую территорию. Но инвесторы, верящие в урановый суперцикл, не теряют надежду.