InvestFuture

Возвращение не за горами: какие западные компании вернутся в Россию

Прочитали: 467

На неделе американский производитель косметики Revlon подал заявки на регистрацию своих брендов в России. На прошлой неделе это сделала и испанская Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius и Oysho). Инсайдеры говорят о начале переговоров по выкупу бывших кофеен Starbucks. Западные бренды выкупают домены для будущих сайтов в «.ру» сегменте.

Всё говорит о том, что иностранный бизнес на «низком старте» для возвращения в РФ. Кого ждать, кто не придёт, а кого сами не впустим? И как возвращение «блудных сыновей» скажется на российской экономике?

Какие компании ушли? 

По данный Йельского университета, сейчас в России продолжают полноценно работать лишь 213 иностранных компаний. 328 фирм с начала СВО либо приостановили инвестиции, либо сократили свой бизнес, и больше тысячи покинули рынок.

Обрывать связи с Россией не спешили те компании, которые построили здесь успешные представительства. К примеру, российская дочка принесла Raiffeisenbank 54%, 56% и 49% чистой прибыли за 2022, 2023 и 9 месяцев 2024 годов соответственно. Австрийский банк зарабатывает половину всех своих доходов именно в России и Белоруссии. Поэтому, несмотря на давление европейских властей и угрозы отключения от SWIFT, продолжает работать.

Часть ушедших компаний может зайти обратно почти в одночасье и без серьёзных инвестиций. Ещё летом 2022 года ходили слухи о том, что Disney хочет вернуться в Россию. Компания сможет сделать это быстро и просто, достаточно дублировать свои фильмы на русский язык и выдать лицензии на их прокат российским кинотеатрам. Это уже позволит компании частично вернуться. Останутся вопросы касательно возвращения телеканала Disney и подписки Disney+ со всеми вытекающими (локализация, способы платежей), но для возвращения достаточно первого шага.

А вот немецкие Bosch, Adidas, Volkswagen, OBI и Siemens заявили, что не планируют возвращаться на российский рынок, по крайней мере пока что. А производитель станков Trumpf и вовсе не вернётся в страну «ни при каких обстоятельствах».

В Российском фонде прямых инвестиций подсчитали, что только американские компании из-за ухода с российского рынка за два года потеряли $324 млрд. Гораздо более скромную цифру назвал New York Times – $103 млрд, и это убытки не только американских, а вообще всех западных компаний.

Кто вернется первым? 

"Тем, кто хочет вернуться, мы говорим: добро пожаловать, welcome, в любую секунду», однако фокус будет на отечественные компании. Они продолжат получать помощь от государства. РФ продолжит программы по импортозамещению", – заявил Путин на неделе.

Глава РФПИ и спецпредставитель президента Кирилл Дмитриев ждёт возвращения в Россию нескольких американских компаний уже во втором квартале этого года. По его словам, Россия и США в феврале обсуждали реализацию совместных энергетических проектов в Арктике.

"В первую очередь я жду возвращения американских компаний. Что касается компаний из ЕС, то тут вопросы. Союз занимает более воинствующую позицию по отношению к РФ. Еврочиновники пока не готовы дать согласие на возвращение своих компаний в Россию", — сказал политолог, эксперт российского совета по международным делам Алексей Наумов.

Одно из первых ограничений, которое снимут с России – это запрет на использование SWIFT – уверены эксперты. Америка заинтересована в том, чтобы процесс деглобализации закончился, а все страны вновь вернулись к использованию доллара. В Йельском университете считают, что первыми в Россию вернутся нефтесервисные и горнодобывающие компании.

Юристы подсчитали, что 21% ушедших компаний предусмотрели опцион на возвращение в Россию. Как правило (в 83% случаев), компании прописали возможность обратного выкупа бизнеса за сумму, которая в два раза и более ниже рыночной оценки. Известно, что опцион при продаже прописали McDonald’s, Renault и Henkel.

Россия примет обратно далеко не всех 

Даже после оттепели в геополитике и огромном желании западных компаний вернуться, не стоит ждать их массового появления. Часть ниш уже занята, – это подчеркнул Путин, то же можно сказать и о торговых площадях. После начала СВО и ухода западных компаний из РФ, в ТЦ пустовали 14,5% площадей, сейчас эта доля снизилась до 5,4%. Ситуацией воспользовались индийские, китайские и российские бренды. К примеру число магазинов одежды Lime за 2022-2023 года выросло вдвое, с 31 до 59. Более свежих данных нет, но компания планировала открыть ещё 20 магазинов в 2024.

Алексей Наумов уверен, что самые большие трудности при возвращении будут у компаний, которые занимаются производством товаров массового потребления:

«Первые возвращения будут широко освещаться. Возможно, компаниям выставят какие-то большие списки условий, они будут их исполнять. Потом возвращение станет нормой, власти всё меньше внимания будут следить за соблюдением этих правил. Эти условия не приведут к снижению инвестиционного потенциала, я думаю», – сказал Наумов.

А вот кого в России не ждут, так это автопроизводителей. С начала СВО из России ушли 46 автоконцернов. Часть из них (например BMW, Audi, Mercedes) ограничили россиянам доступ к своему программному обеспечению. Пустующий рынок оперативно заняли китайцы: если в конце 2021 года доля автопроизводители из КНР в РФ составляла всего 9%, то к началу 2025 года она держится выше 50%. Ситуацию частично спас и параллельный импорт. В Совфеде разработали четыре условия для возвращения в Россию западных автопроизводителей, а ситуацию красноречиво описал мэр Москвы Собянин, отвечая о перспективах возвращению в страну французского Renault: «вряд ли им что-то светит». 

Влияние на экономику

Вклад покинувших российский рынок компаний в российскую экономику составлял 3,4% ВВП. Он «относительно невелик», – подчеркнули аналитики РЭУ им. Плеханова. Но стоит оговориться, что массовый уход не сократил экономику на эти 3,4%. Всё потому, что компании продавали, а не закрывали свои производства, а часть активов взяло под управление государство. Поэтому не стоит ждать, что после возвращения экономика вырастет на те же три с лишним процента. Экономисты предупреждают, что это, наоборот, может стать стоп-фактором развития. Местные компании проиграют конкуренцию транснациональным корпорациям, возможны сокращения:

 «При разнице в уровне процентных ставок (даже реальных) в разы по сравнению с нашими конкурентами, причем еще и в условиях узкого рынка капитала, отечественные компании могут оказаться в заведомо проигрышной позиции», – говорит начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, кандидат экономических наук Сергей Заверский. 

Вывод 

После примирения не стоит ждать быстрого возвращения западных компаний на российский рынок: одних не пустят российские власти, другим выставят условия, на которые они не согласятся, другие сами не захотят возвращаться из-за трудностей, вызванных санкциями. Тем не менее, аккуратные выходы на российский рынок начнутся, компании уже подготавливают для этого почву. В первую очередь это будут те фирмы, которые прописали опцион на обратный выкуп российского бизнеса.

Для российской экономики это окажет незначительный эффект. С одной стороны – приток инвестиций, создание новых рабочих мест, получение новых технологий. С другой – конкуренция, где российские компании в заведомо проигрышной ситуации.

Автор: журналист IF News Владислав Лобов 

Оцените материал:
(оценок: 24, среднее: 4.46 из 5)
InvestFuture logo
Возвращение не за

Поделитесь с друзьями: