Вышедшие в последние годы на IPO компании формируют своего рода новый сектор российского рынка: суммарная капитализация эмитентов, появившихся на рынке с 2020 года, достигает 2,7 трлн руб., что сопоставимо с капитализацией крупнейших российских компаний.
Инвесторы часто оценивают новичков с премией благодаря высокому уровню корпоративного управления в новых компаниях, а также ввиду отсутствия альтернатив из-за ограничений доступа на международные финансовые рынки.
Ованес Оганисян, директор аналитического департамента «Цифра брокер»
Новичкам везет, или сегмент в стиле премиум
С 2020 года за 36 сделок российские компании привлекли 635 млрд рублей. С 2022 года эта сумма снизилась до 124 млрд рублей.
Одним из факторов, поддерживающих интерес к российским IPO, является повышение качества корпоративного управления. Инвесторы теперь имеют возможность общаться с менеджерами, задавать вопросы о финансовых результатах и планах, оценивая презентации и потенциальные бизнес-перспективы компании. У многих крупных компаний дистанция между менеджерами и инвесторами сейчас заметно меньше, чем у игроков, выходивших на IPO в 2020 году. Это способствует росту доверия, а именно его дефицит часто связывают с низкой оценкой российских акций и называют структурной проблемой.
Однако динамика фондовых индексов и акций компаний, прошедших IPO с 2020 года, не впечатляет. Из 36 эмитентов лишь 7 показали положительную доходность, еще 12 — доходность выше, чем у индекса МосБиржи. В 2022 году из 23 компаний только 7 показали существенный рост котировок с момента размещения, 4 — положительную динамику, и 7 — динамику выше индекса МосБиржи. Очевидно, на результаты повлияла общая слабая динамика фондовых рынков.
По секторам лидируют компании IT-сферы (12 из 36 IPO). Следом идут финансовые (8) и медицинские (4) компании. Остальные 12 компаний представляют промышленные сектора: потребительские товары длительного пользования (3), горнодобывающая промышленность и базовые материалы (3), потребительские товары (2) и недвижимость (1). Отсутствуют компании из секторов телекоммуникаций, коммунальных услуг и энергетики. При этом удивительно мало представлены сельскохозяйственные компании и производители продовольствия среди ликвидных эмитентов. Возможные причины — относительно небольшой размер этого сектора в экономике, а также сложная структура собственности, препятствующая размещению на бирже.
Опыт, сын ошибок трудных
Опыт IPO 2010-2020 годов показал, что высокая долговая нагрузка часто была связана с дополнительными размещениями или низкой рентабельностью, что отрицательно сказывалось на стоимости акционерного капитала.
Российские инвесторы имеют опыт международных рынков, где они сталкивались с компаниями с капитализацией в триллионы долларов. Теперь, даже при отсутствии значительной прибыли, они стремятся применять эти знания на практике. Их опыт реинвестирования дивидендов стал ключевым источником средств для IPO. С 2020 года крупнейшие эмитенты выплатили акционерам 5,7 трлн руб., включая 2,5 трлн руб. миноритарным акционерам. Примечательно, что до 2022 года львиная доля этих дивидендов уходила иностранным инвесторам. После 2022 года, когда большинство иностранных инвесторов покинули рынок, 1,6 трлн руб. из уплаченных дивидендов получили российские инвесторы, многие из которых реинвестировали средства в IPO.
Компании, которые вышли на IPO с 2020 года, выплачивают значительно меньшие суммы дивидендов: всего 186 млрд руб. за все времяя За 2022 год было 39,5 млрд руб. Предыдущий опыт участия в IPO на международных рынках создал интерес к аналогичным размещениям в России. До 2022 года российские инвесторы активно участвовали в IPO на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Однако после 2022 года возможности для международных инвестиций значительно сократились, и российские инвесторы стали больше интересоваться новыми местными эмитентами и секторами.
Прекрасное далеко
Перспективы развития нового сектора IPO могут быть впечатляющими. Развитие финансовых рынков предполагает рост капитализации рынка акций с текущих 23% до 66% от ВВП к 2030 году. Согласно оценкам Минфина, это потребует выхода на рынок примерно 20 компаний ежегодно с суммарной капитализацией 4-4,5 трлн рублей. Минфин, обладающий портфелем в 20-25 трлн рублей, может оказать существенное влияние на этот процесс.
Хотелось бы увидеть IPO компаний из различных секторов: и прежде всего, маркетплейсов, компаний потребительского сектора и производителей еды.
Становясь публичными, компании получают дополнительную обратную связь, своего рода аудит от инвесторов, замечающих детали и проблемы компаний, которые возможно не видны даже менеджерам.
Долгое время на нашем рынке источником предложения IPO бумаг был фонд частного капитала BVCP, вовремя инвестировавший в Яндекс, Европлан, Озон, «Ренессанс Страхование» и другие пока еще не публичные компаний, IPO которых в будущем скорее всего увидит рынок. Пример BVCP может быть привлекательным и для других фондов частного капитала на нашем рынке.
Другие успешные инвесторы на нашем рынке, публичные холдинги – АФК «Система» и ЭсЭфАй – тоже имеют успешный опыт вывода своих портфельных компаний на IPO, и инвесторы ожидают услышать новые IPO имена из портфелей этих компаний. Еще один опытный игрок на рынке частного и публичного капитала — ВТБ, он тоже может предложить рынку пару интересных сделок.
В портфеле Минфина более 50 компаний и фондов, которые уже стали публичными или которые пока еще остаются полностью во владении государства. Эмитенты в портфеле Минфина отличаются консервативностью, но и среди них найдутся интересные для рынка компании. Компании экосистем банков, маркетплейсы, портфельные компании публичных холдингов и фондов частного капитала, IT-компании, юниорские горнодобывающие компании, а также компании потребительского сектора товаров длительного пользования и повседневного спроса ожидают удобного окна возможностей для выхода на IPO.