2022 год на российском рынке акций начался с падения. В январе главный индикатор российского рынка — индекс Московской биржи — на пике снижения терял около 19% от максимального значения месяца. Индекс опускался ниже 3200 пунктов — в последний раз индикатор находился ниже этой отметки в декабре 2020-го.
Валютный индекс РТС также пережил мощный обвал — почти на 23%, с 1640 до 1260 пунктов.
В условиях высокой волатильности перед инвесторами встает вопрос защиты своего портфеля. Обезопасить инвестиции от рыночных скачков можно с помощью так называемых «защитных активов». Эксперты АТОН рассказали, что это такое и как именно включать защитные активы в портфель.
Никита Емельянов, главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент»
От чего нужно защищаться?
«Прежде чем рассуждать о защитных активах, необходимо понять, от чего защищаться. Есть универсальные защитные активы, которые помогают почти всегда (например, золото). Есть активы, которые не назовешь защитными в обычной ситуации, но в некоторых сценариях они становятся таковыми. Например, в 2020 году технологический сектор, а особенно компании, обеспечивающие удаленную работу, вдруг стали защитными, хотя в обычное время их акции являются относительно рискованными.
Если говорить про текущую рыночную ситуацию, то из традиционных защитных активов я бы выделил золото, а также другие сырьевые товары. Во-первых, они могут защитить от инфляции. Во-вторых, они продолжат расти в случае усиления напряженности на границе России и Украины. В худшем сценарии речь может пойти о запрете экспорта сырьевых товаров из России, что сильно снизит предложение в мире и взвинтит цены. Нечто подобное было с алюминием в 2018 году.
А вот другие традиционные защитные активы — US Treasuries и защитные акции — сейчас могут не спасти. Если ФРС начнет более агрессивно повышать процентные ставки, то это окажет давление как на US Treasuries, так и на защитные акции, которые часто идут вслед за долговыми рынками. Под защитными акциями прежде всего понимаются акции компаний со стабильным денежным потоком, занятые не в циклических отраслях (потребительские товары первой необходимости, сектор здравоохранения и коммунальных услуг).
Также в этом году защитными могут стать акции из сегмента value: дешевые (по мультипликаторам) акции компаний из циклических отраслей. Однако даже если это и произойдет, то все равно не станет долгосрочной тенденцией. Примерно, как это было со stay-at-home stocks в 2020 году.
Кроме традиционных классов активов можно рассматривать и хэджирующие инструменты: например, покупка волатильности или целенаправленный „шорт“ в акциях или высокодоходных облигациях. Однако я не рекомендую делать это на текущих уровнях и подчеркиваю, что такие инструменты нужно использовать осторожно».
Защитные активы и российский рынок
«Для российских инвесторов, чья базовая валюта рубль, ситуация с защитными активами немного отличается. Дело в том, что рубль — это тоже рискованный актив, и когда рынки падают, рубль обычно снижается к доллару. Нередко бывает так, что падение рубля полностью покрывает снижение долларовых акций и таким образом обеспечивает защиту рублевых вложений. Так что глобальный рынок акций для рублевого инвестора вполне может быть защитным активом.
А вот среди российских акций защитных активов почти нет, поскольку даже инвестирование в экспортеров (которые выигрывают от роста цен на сырье и одновременного ослабления рубля) может не спасти в случае ухудшения геополитической обстановки».
Андрей Марков, руководитель отдела аллокации активов АТОН
Портфельный подход
«Инвестор должен стремиться к созданию портфеля, который будет устойчивым в различных стадиях экономического цикла. Для этого в его структуру помимо акций включаются активы, которые обладают низкой волатильностью.
В классе инструментов с фиксированной доходностью такими активами являются облигации инвестиционного уровня с короткой дюрацией или государственные облигации США. В классе инструментов защиты от инфляции — это сочетание облигаций с защитой от инфляции (TIPS) разной дюрации и золото. Кроме того, в инвестиционный портфель можно включать хэдж-фонды, которые используют разные стратегии, в том числе рыночно-нейтральные (их результаты не зависят от движения рынков).
Важно отметить, что помимо диверсификации между классами активов, мы используем широкую диверсификацию внутри каждого класса. Так, для снижения волатильности портфеля акций мы отдаем предпочтение фондам широкого рынка или сочетанию страновых и секторных фондов, стараясь избегать инвестиций в отдельные акции».
Экономические циклы и формирование портфеля
«Для каждой стадии экономического цикла характерны свои „победители“. Так в рефляционной стадии (рецессия в сочетании со снижающейся высокой инфляцией) это облигации. При восстановлении экономики после рецессии — акции. В стадии „перегрева“ (завершения периода роста экономики и ускорения инфляции) сырьевые товары показывают лучшую динамику. В случае такого редкого состояния экономики как стагфляция (высокая инфляция в сочетании с рецессией) — TIPS и золото.Поэтому у каждого актива „своя роль“ в портфеле и корреляция в моменты разных стадий экономики. Это позволяет „защищать“ портфель инвестора в сложные периоды на рынках капитала.
Целью портфельного подхода является минимизация специфических рисков инвестиций, поэтому портфель должен быть максимально диверсифицирован. Однако, сырьевые компании, которые обладают низкой долговой нагрузкой и щедро делятся с инвесторами дивидендами, могут обладать меньшей волатильностью в среднесрочной перспективе. Среди таких компаний можно отметить, например, ЛУКОЙЛ, где, по мнению аналитиков, сочетание высоких дивидендов и байбеков (при стабильных ценах на нефть) может принести инвесторам более 20% дохода за следующие 12 месяцев».