InvestFuture посвящено тому, чтобы люди достигали финансовой свободы. Зачастую мы рассказываем о сложных вещах, но не обращаем внимания на базу: как тратить меньше? Как зарабатывать больше? Как сберегать? Порой, чтобы найти проблему, нужно начать с базы. В этом интервью мы вновь обратились к основам. Спикер — финансовый советник глав семей Алексей Родин.
— Финансовая свобода — одна из целей и нашего медиа, и Вашей работы. С чего начать путь к этому обычному человеку, который работает в найме?
— Первым делом нужно взять под контроль денежные потоки, все расходы и доходы. 30% наших трат приходится на эмоциональные покупки. Возможно, эта доля даже больше. Новичкам нужно записывать все траты, глубоко их анализировать. Вечером задавайте себе вопрос касательно каждой покупки: «а зачем она мне? А мог ли я без неё обойтись?». В этот момент включаются оправдания, а люди этого не любят. В следующий раз вы не захотите оправдываться и откажетесь от покупки.
Если вы занимаетесь этим долгое время, непроизвольно начинается второй шаг — оптимизация затрат. Например, я могу купить помидоры в магазине, но они будут хуже и дороже, чем на рынке. Я предпочитаю раз в две–три недели съездить на рынок за ящиком. И такой анализ можно провести с каждым товаром. На этапе оптимизации при любом доходе 10-20% расходов снизить можно.
Суммарно получается, что можно убрать до половины расходов, при условии, что вы никогда не работали со своим бюджетом.
Третье правило — период охлаждения. Перед любой покупкой я обдумываю решение какое-то время. К примеру, если сумма потенциальной покупки от 10 000 рублей, то вы думаете перед покупкой два часа, если больше миллиона — месяц. У каждого будут свои сроки и цены отсечения. Так мы вновь отказываемся от эмоциональных покупок. Этот подход позволяет переосмыслить потребности. Расскажу на своём примере: я думал перед покупкой новой машины месяц. За это время я понял, что на самом деле мне нужна совсем другая машина сразу по нескольким показателям. Это уберегло меня от глупой покупки.
— Как нарастить доход?
— Мы всегда находимся в той точке, которая нас устраивает. Если бы она нас не устраивала, мы бы что-то изменили в жизни. Хорошая иллюстрация этого — ипотека. Мы разобьёмся, но выплатим очередной взнос, потому что знаем, что можем оказаться на улице. А если стимула нет — то мы продолжим «сидеть на диване». Поэтому:
Важно поставить цель. Когда она появится — нам начнёт помогать подсознание.
Если мы визуализируем наши цели, нарисуем картины на холодильнике — это не значит, что нам кто-то подарит условный дом с красной крышей. Нет. Просто подсознание, когда видит цель, двигает нас вперёд. Когда мы совершаем какие-то поступки, то всегда сверяем их с нашей целью.
Если у меня стоит цель накопить капитал или купить дом — то тогда я буду подсознательно принимать решения, которые будут вести к дополнительному доходу. Меня будет подталкивать подсознание. Впоследствии, когда вы поедете покупать дом, вы выберете именно этот дом с красной крышей. Это продиктует сознание. А потом вы удивитесь: «ничего себе! У меня появился дом с картинки». Более конкретных советов дать не могу, потому что они индивидуальны.
—Как правильно копить? Какую норму сбережений вы считаете оптимальной?
— И здесь тоже первым делом нужно поставить цель. Она должна быть понятной: Сколько она стоит? Когда она наступит? Нужна ли она конкретно мне? Бывает так, что мы преследуем не наши, а навязанные цели. Цель должна быть достижимой, адекватной. Если я работаю, условно, кассиром в продуктовом магазине, я вряд ли смогу через 5 лет стать таким же состоятельным, как Илон Маск.
Важно не просто понимать цель, а ответить на вопрос «зачем?». Нам нужен не дом, а жизнь на природе, нам не нужна вилла на лиссабонской ривьере, а нужна возможность встречать рассвет на собственном пляже. Мы не сразу видим результат. На пару лет нас может хватить, а дальше с мотивацией начинаются проблемы. Сухо поставленная цель перестаёт подпитывать, поэтому нужно «проживать» (прим. имеется в виду визуализировать) и повторять эмоции, которые вы получите от реализации вашей цели.
Что касается нормы сбережений… Звучит популярная цифра 10%. Не совсем корректно так подходить к накоплению. Надо сначала выполнить предыдущие шаги — взять контроль над доходами и расходами. И в процессе этого у нас высвобождаются деньги. И вот их и нужно инвестировать. У кого-то это будет 10% от доходов, у кого-то 20%, у кого-то 50%. Здесь мы переходим в психологию. Людям, порой, сложно начать это делать, поэтому я советую приступать постепенно.
— Как людям с непостоянным доходом оптимально распоряжаться финансами?
— Я рекомендую формировать бюджет не на следующий месяц, а на один-два месяца в будущем.
К примеру, сегодня — февраль, вы должны формировать бюджет уже на апрель или даже май. Если у вас не получается сформировать бюджет на апрель, значит вы будете работать на это уже в марте. У вас будет небольшой запас времени, который позволит вам подстроить траты под доходы.
— Вопрос про диверсификацию. Каким вы видите оптимальную разбивку для состоятельных людей? Скажем, у человека больше 50 млн рублей.
— Состав будет зависеть не от размера портфеля, а от цели, от срока и готовности терпеть риск. Средний человек — инвестор с умеренным риском. На долгий срок у него может быть, например, 70% акций, 20% облигаций, 5% золота и 5% недвижимости. Диверсификация доступна всем, даже людям с портфелем в 100 тысяч рублей. На 5% даже при небольшом портфеле можно купить недвижимость через фонды. По факту, для инвестора нет разницы: купить реальное жильё, или приобрести его через фонд.
— Не соглашусь. Разница в головах людей. Не все готовы покупать какую-то расписку, кто-то хочет зафиксировать деньги в реальном бетоне…
— Да, но тогда нужно быть готовым за этой реальной недвижимостью следить, уплачивать налоги, разбираться с арендаторами. Реальная недвижимость понятнее, но это дополнительные расходы. Паи фондов ликвиднее и доступнее.
В инвестициях нет священного Грааля.
Все доходности плюс-минус известны: рынок акций — 15%, недвижимости — 10-15%, облигаций — 8-12%. У каждого актива свои особенности, ликвидность, уровень риска. Это индивидуально для каждого инвестора, ведь у каждого свои предпочтения и цели, поэтому нет единственного решения. Скажем, предприниматель рискует в бизнесе, но не хочет рисковать в инвестициях. Тогда это, скажем, 80% облигаций, немножко золота, немножко недвижимости.
— Как относитесь к популярной в медиа идеи «доля облигаций должна быть равна возрасту инвестора»?
— Это полная глупость. Этот принцип не работает. Всё зависит от цели и горизонта планирования. Объясню на примере:
Представьте себе 23-летнего инвестора. Его цель — накопить на квартиру за два года. По этому правилу он должен заполнить портфель облигациями на 23%. Но если случится кризис, его портфель потеряет 50%, если не 70%. Будь у него в запасе 50 лет — ему было бы всё равно. Во время кризиса он мог бы даже докупать акции по привлекательным ценам. Мы можем себе позволить рисковый портфель только в случае длительного горизонта. Но если горизонт два года — рисковые инструменты брать нельзя. Следующий инвестор 70-летний дедушка, который хочет оставить капитал внукам. Его горизонт планирования — десятки лет. И вот он может, наоборот, вложить 80% в акции.
— Как относитесь к идеи движения F.I.R.E. (с англ. — «финансовая независимость и ранний выход на пенсию»)? Реально ли за 10-15 лет карьеры накопить на всю оставшуюся жизнь?
— Это возможно, но непросто. Если у человека цель выйти на раннюю пенсию, то он обязан сильно урезать расходы и откладывать порядка 50% своего дохода. Я на эту тему написал книгу «Энциклопедия молодого пенсионера. Как спланировать пассивный доход и перестать работать на дядю».
Но в моём понимании, обычному человеку эта цель не особо подходит. Я и сам сейчас могу жить только на пассивный доход, но выбираю работать, потому что я живу своим делом. У меня был реальный кейс: 42-летний предприниматель заявил цель выйти на пенсию в 50 лет. Всё это время мы с ним работали. Когда ему наступило 50 я посоветовал продать бизнес или перевести его на автономную работу, переформатировать инвестиционный портфель. Он ответил: «Алексей, да вы что? Мне только 50! Я хочу работать! У меня такие планы! Я открываю новые представительства, у меня такие-то планы, такие…». На самом деле, вам не нужен только пассивный доход ни в 35, ни в 40 лет.
Статистически, нам примерно до 60 лет не нужен только пассивный доход. И нашим читателям он не нужен.
Я советую задавать вопрос: а зачем мне пассивный доход? Ответ всегда будет одинаков — безопасность и возможность не переживать о будущем. Но эти вопросы закрывают не пассивным доходом, а капиталом. Пассивный доход — лишь процесс работы капитала. Реальный пассивный доход нужен будет нам только после лет 60.
— Какие ещё популярные идеи об инвестировании вы считаете заблуждением?
— Деревья не растут до небес. Если актив растёт сегодня, это не значит, что он будет расти в будущем. Надо понимать, что в моменте рынок может двигаться как угодно. Под словом «рынок» я подразумеваю всё. Недвижимость, кстати, точно также падает. Но почему мы это не понимаем? Потому что у нас нет приложения, в котором можно быстро и легко посмотреть стоимость нашей квартиры. Мы видим стоимость рынка недвижимости на историческом периоде, а в моменте — нет. А вот на фондовом рынке мы можем увидеть цену в моменте. Поэтому мы часто заходим туда и сильно переживаем.
Лишь 5% людей надо инвестировать. Инвестиции — это процесс. Большинству нужен не процесс, а достижение цели, но к ним можно прийти через инвестиции.
Если мы постоянно фокусируемся на процессе — постоянно в нём сидим.
Я, например, залезаю в основной портфель только раз в год, чтобы сделать ребалансировку. В остальное время я туда вообще не смотрю. Какие-то идеи я могу реализовать в моменте. На это у меня выделены 15-20% капитала. Но глобально, у меня всё лежит так, чтобы я не тратил на это ресурсы.
— Что делать, если инвестиции не работают? Скажем, случился какой-то долгий боковик или кризис на фондовом рынке. Как инвесторам сохранить мотивацию?
— Нужно прописывать план действий для каждого случая, даже для боковика. Например, прописать, что в кризис инвестор продолжит пополнять свой портфель, увеличит норму сбережений и т.д.
Кризисы повторяются всегда.
Я занимаюсь инвестициями с конца 1990-х, и этот кризис для меня является шестым. Я спокойно к нему отношусь. Это время возможностей: фондовый рынок упал — всё дешево — вы покупаете. Зато когда рынок вернётся на привычные уровни, вы обогатитесь. У вас обязательно должен быть резервный фонд, чтобы в случае потребности не продавать акции по дешёвке.
— Что делать, если у супругов разное отношение к деньгам? Один привык тратить всё, другой — сберегать.
— Договариваться. Только так. Когда один откладывает, а другой всё тратит, толка от сбережений не будет. Если договариваться не получается — значит нужно выделять определённую сумму денег партнёру, который любит тратить. Пусть он/она решает как этими деньгами распоряжаться.
Наша задача — быть счастливыми. Нужно найти баланс между тем, чтобы быть счастливыми сегодня, и быть счастливыми завтра.
— Как грамотно передать капитал детям?
— Крупный капитал нужно структурировать, чтобы он был не просто на мне как физлице, а чтобы была возможность защитить его от рисков (прим. внешние и внутренние посягательства). С этим могут помочь личные фонды, ЗПИФы, за рубежом это трастовые, частные фонды. Их много, надо просто выбрать какой подходит конкретному человеку. Если активов не много, создавать структуру не имеет большого значения.
Но в первую очередь надо понять кому мы и что оставляем, и зачем? Я люблю говорить, что «если мой клиент оставил наследство, то значит, что я неправильно работал с активами семьи». Если есть наследство, значит активы числились на конкретном человеке, значит, они находились под рисками, значит, отсутствовал план преемственности. Чем больше у семьи активов, тем актуальнее стоит задача их грамотно структурировать. Наследник — пассивная роль. Мои дети и дети моих клиентов — не наследники, а преемники. Это — активная роль. Он перенимает смыслы, ценности. То есть не только материальное наследие, но и нематериальное.
— То есть, вы советуете привлекать детей в управление капиталом и бизнеса ещё при жизни?
— Да. Мои деньги — деньги моей семьи. Мы в моей семье раз в год, примерно в декабре, проводим собрания, где активно обсуждаем что и как с точки зрения финансов у нас происходит. Дети активно участвуют, вне зависимости от возраста. Важно, чтобы они чувствовали причастность и ответственность. Важно работать с детьми: учить, показывать, прививать им финансовую грамотность
— Как это правильно сделать? Как это делаете вы в своей семье?
— У каждого из четырёх моих детей эффективная работа с деньгами стала таким же естественным процессом, как чистка зубов. У каждого есть «зарплата», которая не зависит от поведения и заслуг. У каждого есть план расходов, они ставят цели и накапливают на них. Я примерно понимаю, сколько нужно денег для каждого из детей. Моя задача - мягко направлять их в своих тратах.
Чем ребёнок старше — тем больше я даю ему денег, чтобы он платил за себя сам.
К примеру, 14-летний сын может сам заплатить деньги репетитору. Только ему надо спланировать так, чтобы не забыть отдать деньги репетитору. Здесь я мягко помогаю, мы вместе разбираемся, что не получилось.
У каждого из моих детей есть долгосрочная цель. Пусть он себе даже розовое пони нарисовал, неважно. Главное — чтобы он хотя бы по 10%, а может даже 30% откладывал на эту цель. Мы вместе с ним покупаем облигации, разбираемся. Моя 10-летняя дочка прекрасно понимает, что в её портфеле. Да, может быть она не очень глубоко разбирается в инструментах, но мы каждый месяц в момент покупки обсуждаем что это такое. У всех моих детей есть брокерские счета. Моя 24-летняя дочка живёт отдельно, сама полностью ведёт учёт своих финансов и инвестирует. У неё два счёта: один — на пенсию, другой — на продолжение обучения в Южной Корее. Для неё инвестиции - естественный процесс. У неё не возникает вопрос: а надо ли?
Важно и культурное развитие. Без этого невозможно вырасти грамотным, интеллектуально развитым. Культура двигает вперёд нацию.