англ. tax amnesty) – освобождение лица, виновного в совершении налогового правонарушения (преступления), от административной, финансовой и уголовной ответственности, предусмотренной законом за указанное правонарушение (преступление), на основании Акта об амнистии, принимаемого верховным органом гос. власти. Акты об амнистии носят нормальный характер, т.е. распространяются на всех лиц, к-рые совершили наказуемые деяния до вступления в силу этих актов и отвечают установленным требованиям (напр., пол, возраст и т.п.). Этим акты об амнистии отличаются от актов о помиловании, касающихся конкретных лиц. От амнистии следует отграничивать освобождение виновных лиц от ответственности и от наказания (смягчение наказания), производимое органами, к компетенции к-рых относится применение наказания. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает неприменение судом уголовной ответственности к лицу в связи с деятельным раскаянием. В отеч. праве наиболее часто амнистия применялась к лицам, виновным в совершении преступлений (уголовно наказуемых деяний). Нормативное определение амнистии появилось в ст. 84 Уголовного кодекса РФ 1996. До Конституции РФ 1993 амнистия могла применяться только к лицам, признанным судами виновными в совершении преступлений. Так, ст. 121 Конституции СССР прямо предусматривала, что амнистия применяется к лицам, осужденным судами СССР; Президиумы Верховных Советов союзных республик обладали правом амнистировать лиц, осужденных судами союзных республик. Ст. 109 Конституции РФ 1992 не изменила данного принципа, установив, что Верховный Совет РФ издает республиканские акты об амнистии лиц, осужденных судами РФ. В соответствии со ст. 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти субъектов РФ вопросы амнистии отнесены к исключит. ведению Федерации. Поэтому делегирование полномочий по проведению амнистии иным органам гос. власти не допускалось. Конституцией РФ 1993 амнистия отнесена к ведению РФ (ст. 71) и к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 103). Это значит, что исключительно Государственной Думой принимается федеральный конституционный или федеральный закон об амнистии, к-рый имеет прямое действие на тер. РФ. Новеллой Конституции РФ 1993 является то, что законодатель отказался от определения амнистии как освобождения от ответственности лица, виновного в совершении только уголовно наказуемого деяния. Т.о., вне зависимости от того, от какого вида ответственности освобождает акт об амнистии, издание такого акта находится в компетенции Государственной Думы. Н.а. проводилась в России в 1993 в соответствии с Указом Президента РФ от 27 окт. 1993 № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» (который позволил налоговым органам взыскивать тройные финансовые санкции; 21 июля 1995 действие Указа было отменено)