InvestFuture

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Просмотры: 650
Оцените материал:
(оценок: 21, среднее: 4.38 из 5)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

является главным банком в РФ и находится в ее собственности. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК подотчетен Верховному Совету РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК является юридическим лицом и действует на основании своего устава. Основными задачами ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА являются: регулирования денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной кредитно-денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Большой финансовый словарь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦБ РФ), Банк России – учрежден в 1990 в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002, уставный капитал и иное имущество Банка являются федеральной собственностью. ЦБ РФ вырос из государственных кредитных учреждений. Так, в 1733 императрица Анна Иоанновна повелела создать Монетную контору для выдачи ссуд под залог золота и серебра. В 1754 при Елизавете Петровне учредили 2 заемных банка: Дворянский (в Москве и Петербурге) и Коммерческий (в Петербурге), которые были закрыты в 1762. В 1764 при Екатерине II для оказания помощи внешней торговле были открыты 2 банка (в Петербурге и Астрахани), просуществовавшие лишь до 1782 и 1767 соответственно. В 1786 создается Государственный ассигнационный банк, а в 1818 на акционерных началах учрежден Государственный коммерческий банк – предшественник Государственного банка Российской империи. 31 мая 1860 открыт Государственный банк Российской империи (Госбанк), первым управляющим которого стал последний «придворный банкир» Российского императорского двора – известный меценат, барон А.Л. Штиглиц. В функции банка входили следующие коммерческие операции: учет векселей, покупка и продажа золота и серебра, прием вкладов на хранение, выдача ссуд (кроме ипотечных), покупка и продажа процентных бумаг. Однако эмиссионным, а значит – центральным этот банк становится лишь после денежной реформы С.Ю. Витте (1895–97).

В 1917 после Октябрьской революции Госбанк был национализирован и переименован (1918) в Народный банк РСФСР, а в 1923 преобразован в Государственный банк СССР. Ему вменялся контроль над всеми вновь созданными отраслевыми банками (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк и др.), осуществлявшими долгосрочное кредитование. После кредитной реформы 1930–32 Госбанк стал единым банком краткосрочного кредитования, расчетным, кассовым и эмиссионным центром страны. В 1963 в ведение Госбанка перешли сберегательные кассы. Монопольное положение в кредитной системе и полная подчиненность правительству способствовали превращению Госбанка СССР в орган государственного управления и контроля. Рыночные реформы существенно изменили статус и функции ЦБ РФ. Он имеет три основные цели деятельности:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация этих функций превращает ЦБ РФ в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и расчетный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти ЦБ РФ: проводит единую государственную денежно-кредитную политику; осуществляет управление золотовалютными резервами; определяет официальные курсы иностранных валют к рублю; осуществляет валютное регулирование и контроль; организует составление платежного баланса и анализирует состояние денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений в России.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций ЦБ РФ: выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и контролирует эти организации; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными учреждениями; является кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования; устанавливает правила бухгалтерского учета.

Как расчетный центр банковской системы ЦБ РФ: устанавливает правила осуществления расчетов; монопольно осуществляет эмиссию денег и организует наличное денежное обращение; определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, с юридическими и физическими лицами.

Высший орган ЦБ РФ – Совет директоров, в который входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность Председателя ЦБ РФ и членов Совета директоров сроком на 4 года.

Экономика от А до Я: Тематический справочник

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк России главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка определяются Конституцией Российской Федерации, др. федеральными законами. Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» введен в действие Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 дек. 1990. В Федер. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995) вносились доп. и изм., с августа 1999 действует новая редакция закона. Осн. цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупат. способности и курса по отношению к иностр. валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банк России, являясь юридическим лицом, занимает особое положение в системе властных структур РФ. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Относит. независимость банка обеспечивается: неделимостью и неотчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в федеральной собственности; самоокупаемостью (осуществлением расходов за счет собств. доходов); освобождением от ответственности по обязательствам государства (за исключ. случаев, когда банк и государство принимают на себя такие обязательства); нахождением в распоряжении банка особого инструментария регулирования денежно-кредитной системы, свободой выбора конкретных форм и методов регулирования в рамках полномочий банка; предоставлением банку права издавать нормативные акты, обязат. для федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридич. и физич. лиц; лишением членов Совета директоров Банка права быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами др. уровней представительной власти, а также членами Правительства РФ (кроме того, они не могут состоять в политич. партиях, занимать должности в общественно-политич. и религиозных организациях). Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать гос. ценные бумаги при их первичном размещении (за исключ. случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете). Особый статус Банка России находит выражение в ряде ограничений его правоспособности: по закону он осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих осн. задач; не может участвовать в капиталах кредитных орг-ций, если иное не установлено федеральным законом; должен использовать процентную политику в целях укрепления рубля; вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными орг-циями, в регионах, где отсутствуют кредитные орг-ции. Банк России в рамках закона открыт для конструктивного взаимодействия с ветвями власти. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику; Председатель Банка или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а министр финансов и министр экономического развития и торговли участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещат. голоса; Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегос. значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. При Банке России образован Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Высшим органом управления Банка является Совет директоров – коллегиальный орган, в состав к-рого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе в Банке. Совет директоров возглавляется Председателем, назначаемым на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ; члены Совета директоров назначаются Государственной Думой по представлению Председателя, согласованному с Президентом РФ. Порядок назначений на руководящие должности в Банке России является одной из составляющих его подотчетности Государственной Думе, в к-рую также входят: представление Банком на рассмотрение годового отчета и аудиторского заключения; определение аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей; доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России. ЦБ РФ образует единую централизов. систему с вертикальной структурой управления, включающую центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетнокассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и др. предприятия, учреждения и организации, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридич. лица и не могут принимать решения, носящие нормативный характер, действуют на основании Положения. Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учр-ний и орг-ций Министерства обороны РФ, а также иных гос. органов и юридич. лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физич. лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями. Среднесписочная численность всех категорий работников в системе ЦБ РФ составила 80699 тыс. человек (2000 г.). Одна из важнейших функций Банка России – организация наличного ден. обращения. Законом Банку России предоставлено исключит. право на эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения офиц. денежной единицы РФ – рубля. Введение на тер. РФ др. денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Законом также не предусмотрено установление офиц. соотношения между рублем и золотом или др. драгоц. металлами. Организуя наличное ден. обращение на тер. страны, Банк России выполняет след. функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных орг-ций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций для кредитных орг-ций; кассовое обслуживание клиентов; поддержание чистоты налично-денежного обращения и профилактика фальшивомонетничества. Как органу гос. денежно-кредитного регулирования Банку России законом предоставлено право в целях укрепления рубля использовать широкий набор инструментов: установление процентных ставок по своим операциям; регулирование предложения ресурсов коммерч. банками посредством нормативов обязат. резервов (резервных требований); проведение операций на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров денежной массы; прямые количеств. ограничения. В силу переходного состояния рос. экономики, неразвитости рыночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не в полной мере может воспользоваться рыночными инструментами регулирования (переучет векселей, валютные свопы). Наиболее активно в практич. работе Банк использует: обязательные резервы; ломбардные кредиты под залог гос. ценных бумаг; однодневные расчетные кредиты; процентные ставки по собств. операциям; операции репо; депозитные операции. В целях регулирования совокупного спроса и предложения денег в Российской Федерации, курса рубля к иностр. валютам Банк России осуществляет куплюпродажу иностр. валюты на организованном валютном рынке (Московской Межбанковской валютной бирже, ММВБ), устанавливает и публикует офиц. котировки иностр. валют по отношению к рублю, а также осуществляет др. меры с целью обеспечения устойчивости нац. валюты. Важная составляющая денежно-кредитного регулирования Банка России – участие в организации и функционировании рынка гос. ценных бумаг как неинфляционного источника финансирования федерального бюджета и покрытия гос долга. Наряду с Министерством финансов РФ, офиц. дилерами, ММВБ, Банк России входит в инфраструктуру рынка гос. ценных бумаг, выполняя на нем функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию долга, выступая дилером, а также органом регулирования и контроля. Кроме того, он обеспечивает технико-организац. сторону функционирования рынка гос. краткосрочных бескупонных обязательств (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимой документации, перечисление денежных средств на счет министерства финансов РФ. В результате кризиса августа 1998 банковской системой был утрачен такой инструмент регулирования ликвидности как ГКО-ОФЗ. В этих условиях Банк России направил свою деятельность на содействие Министерству финансов РФ в восстановлении рынка государственных ценных бумаг. Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных орг-ций, при этом он руководствуется целью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в т.н. «проблемные» банки (см. Банк проблемный), устанавливает обязат. для кредитных орг-ций правила проведения банковских операций, ведения бух. учета, составления и предоставления бух. и статистич. отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных орг-ций, а также сложившейся мировой практики и требований междунар. надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязат. нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии. Целям укрепления российской банковской системы, внутреннего валютного рынка, а также расширения взаимовыгодных связей с мировым финансовым рынком служат разрешенное законом участие Банка России в капиталах ОАО Сбербанк России, ОАО Внешторгбанк, ОАО Московская межбанковская валютная биржа, Некоммерческое партнерство, «Национальный депозитарный центр», росзагранбанков Московского народного банка (Лондон), Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне), Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка (Париж), Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург). В период после острого финансово-банковского кризиса (авг. 1998) Банком развернута разносторонняя работа по восстановлению и оздоровлению банковской системы страны. В соответствии с федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1998 с изм. 2001) и «О реструктуризации кредитных организаций» (1999) он совместно с Правительством РФ и Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) определяет приоритетные направления реструктуризации, согласовывает круг кредитных орг-ций, в отношении крых проводятся мероприятия по их реструктуризации; участвует в работе руководящего органа АРКО (в составе Совета директоров 5 из 13 членов являются представителями Банка России); информирует АРКО о состоянии банковской системы и кредитных орг-ций; содействует в разработке и внедрении индивидуального порядка надзора за реструктурируемыми кредитными орг-циями; направляет в АРКО предложения о переходе кредитной орг-ции под его управление (предложение должно приниматься Советом директоров Банка России). В рамках процедур упреждающего характера Банк вправе применять к кредитным орг-циям след. меры: направление требований об осуществлении ими мер по финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных Федер. законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; введение моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной орг-ции на срок не более 3 мес.; направление требования реорганизации кредитной орг-ции. В случае, если арбитражным судом кредитная орг-ция признается банкротом и по ней открывается конкурсное производство, Банк вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Являясь осн. органом валютного регулирования и одним из органов валютного контроля, Банк России создает и совершенствует нормативно-правовую базу в этой области, осуществляя меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на внутр. валютном рынке (репатриация в страну экспортной валютной выручки и уменьшение авансовых платежей по импорту; лицензирование валютных операций, связ. с движением капитала, контроль за соблюдением уполномоч. банками валютного законодательства и выполнением ими функций агентов валютного контроля за валютными операциями своих клиентов и т.д.). Закон наделил Банк России статусом органа, координирующего, регулирующего и лицензирующего организацию расчетных, в т.ч. клиринговых систем в Российской Федерации. Ведущее значение в этой сфере принадлежит расчетной сети Банка, через к-рую в 2000 проведено 67,7% общего объема платежей. Причинами широкого использования этой сети участниками расчетных отношений являются ее надежное функционирование, практически повсеместное применение электронных расчетов, сокращение сроков совершения платежей. В рамках полномочий, определенных законом, Банк России, выполняет и др. функции: принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление; проводит политику валютного курса, направленную на пополнение золотовалютных резервов страны и предотвращение резких колебаний курса рубля к иностр. валютам; управляет валютными резервами с целью обеспечения их сохранности, доходности и ликвидности. В интересах наиболее полного учета интересов Российской Федерации в отношениях с внешним миром Банк России взаимодействует с междунар. финансово-экономич. организациями, зарубежными странами и их центральными банками. Так, банк имеет разносторонние отношения с Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); являясь акционером Банка международных расчетов (БМР), регулярно участвует во встречах управляющих центральными банками стран-акционеров БМР, а также в работе его комитетов и комиссий; проводит работу по расширению сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), рядом региональных банков развития; налаживает связи с др. междунар. организациями – Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО); участвует в переговорах и встречах, проводимых в рамках «Группы -20» и «Группы-7», «Комитета сотрудничества Россия – ЕЭС». Взаимодействие Банка России с зарубежными странами и их центральными банками осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе (Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в рамках Содружества Независимых Государств). Банк России активно содействует развитию деятельности Межгосударственного банка (МГБ), в число членов к-рого входит 10 стран-участниц СНГ, (доля России в нем составляет 50% уставного капитала). Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд р. Совокупные активы (на 1 янв. 2001) составляли 1 346 096 млн р. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется по решению Совета директоров в резервы и фонды различного назначения.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь