ЭФФЕКТ 10% САМООГРАНИЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСТВА
В отличие от принципа Вильфредо Парето [1848-1923], заключающегося в том, что, например, 80% благ принадлежит 20% населения страны, обнаруженный экспериментально эффект 10% ограничения говорит о том, что при решении творческой (креативной) задачи средней сложности людьми, не имеющими специальной подготовки, из массива решений задачи примерно 10% идей будут профессиональны. Впервые эффект описан И.Л. Викентьевым в 1980 г. ПРИМЕР. «Замеры показывают: известные Личности, выдающиеся деятели редко используют более 10% из всех известных риторических приемов. Если переходить на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры. Радугу пытаются рисовать всего одним цветом. Эти 10% характерны и для мемуарной литературы. Почему столь важен анализ именно такой литературы? Мемуары пишут и -главное - издают люди известные, состоявшиеся. Они заслужили себе право «трех НЕ»: - не очень ограничиваться размером материала; - не очень «попадать в стиль издания»; - и даже не очень прислушиваться к редактору. Тем не менее «эффект 10% ограничения» характерен и для них. Похоже, что еще точнее формулировка «эффект 10% САМОограничения». Так, в воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны именно концовки глав - видно, что хозяйка воспоминаний привыкла сама ставить точки над i и последнее слово всегда принадлежит ей. Другие же разделы ее текстов - начало, середина - заметно слабее. Отвлекаясь от решаемых политических задач, признаем: сильна «отстройка от конкурентов» в статьях В.И. Ленина; шикарны повторы в текстах В.В. Жириновского; очень интересны именно вставные предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова». Викентъев И.Л., Хороший текст - фактор конкуренции. О компьютерной программе «Приемы журналистики и public relations»: http://www. triz-chance.ru Приведем несколько примеров, иллюстрирующих этот принцип: ПРИМЕР. «Обратите внимание, что, как правило, способных людей не так много. Хорошо, если в школе, в одном классе, есть два-три ученика, преуспевающих, например, в рисовании. То есть их всегда какое-то ограниченное число. Вероятно, столь же невелико и число учеников с явно выраженными музыкальными способностями или артистическим талантом. Но тогда естественно предположить, что таково же будет и число детей, обладающих способностью к религиозным переживаниям, тоже своего рода творчеству. По моим подсчетам, у нас людей с ярко выраженной способностью к религиозному переживанию всего 10-15 % от общей массы. Примерно столько же, сколько способных к какому-либо искусству учеников в классе. Такое процентное соотношение совпадает и с Западом: я беседовал однажды с пастором из Германии, оценивая количество глубоко верующих в его церкви, и мы сошлись в том, что число их примерно одинаково и у нас, и у них. Десять-пятнадцать процентов». Раушенбах Б. В., Пристрастие, М., «Аграф», 2000 г., стр. 46. ПРИМЕР. «Качество 90% ваших идей или их вариаций окажется невысоким (или еще хуже), 5% составят идеи, которые пришли бы вам в голову и при работе в обычном режиме, но оставшиеся 5% идей можно назвать неординарными». Э. Грин, Креативность в паблик рилейшнз, СПб, «Нева», 2003 г. ПРИМЕР. «- Игорь Леонардович, на Ваш взгляд, насколько цивилизованным стал сейчас рынок тренинговых и консультационных услуг в нашей стране? Я имею в виду соотношение тренеров-«шаманов» и тренеров-профессионалов? - Есть известное соотношение Вильфредо Парето: 80 на 20. У меня накопилось немало экспериментальных данных, указывающих на то, что в интеллектуальных профессиях оно смещается в сторону 90 на 10. Первая цифра приходится, увы, на «шаманов». Чтобы не выглядеть голословным... В июле-августе прошлого года я проработал около 2 тыс. русскоязычных статей, посвященных краткосрочному образованию, тренингам и семинарам. И вот вывод: примерно 93-95% авторов-тренеров плохо понимают то, о чем пишут; их работы находятся на уровне скачанных из Интернета рефератов студентов III—IV курса. Конечно, в стране есть и 5-7% бизнес-тренеров, которые разбираются в бизнесе, знают источники, плюсы и минусы разных подходов, имеют ряд так или иначе решенных бизнес-задач. Я говорю не о высоком мастерстве, а о нормальном, крепком профессионализме. Рискну предположить, что потихоньку рынок дойдет до такого уровня: 10% профессионалов и 90% «всех остальных». Замечу, что такую же оценку рынка дал и руководитель Международного института менеджмента Д.В. Димитриев на VII Конференции бизнес-тренеров и консультантов, состоявшейся в декабре в Санкт-Петербурге. Хочу сразу предупредить: это моя точка зрения. И, естественно, никто не обязан разделять ее. Любой человек вправе верить в рекламные декларации тренинговых компаний и даже попытаться ответить себе на вопрос: «А почему наши бизнес-тренеры еще не получают каждый год несколько Нобелевских премий по экономике?..» Аксенов Д., Когда наши тренеры получат Нобелевскую премию? (интервью с И.Л. Викентьевым), журнал «Тренинги в бизнесе», 2007 г., N 3, с. 14-15. Эффект первой освоенной теории