InvestFuture

ЭФФЕКТ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

Просмотры: 779
Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.27 из 5)

ЭФФЕКТ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА

Когнитивный диссонанс есть состояние, возникающее в ситуации, когда человек одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, установками, понятиями) об одном объекте. Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» — знание + «dissonance» — несоответствие, разногласие. Само явление изучалось американским психологом Леоном Фестингером / L. Festinger [1919-1989] в 1957 г. для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. «Сам Леон Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Л. Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации». Степанов С.С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 303-304. Л. Фестингер утверждал, что для уменьшения неприятных ощущений человек зачастую старается «отрегулировать» свое мышление. ПРИМЕР. Английский драматург Джордж Бернард Шоу / G. В. Shaw [1856—1950] «...тяжело страдал от того, что его отец был алкоголиком, однако в течение своей жизни он пытался смотреть на этот порок сквозь пальцы. Однажды он написал: «Если вы неможете избавиться от фамильного скелета в шкафу, постарайтесь заставить его танцевать». Можно сказать, что в каком-то смысле теория диссонанса описывает Способы, которыми располагают люди, чтобы заставить фамильные скелеты танцевать, — т. е. чтобы примириться с неприятными последствиями прошлого. Это особенно касается тех случаев, когда возникают ситуации как неприятные, так и неизбежные». Э. Аронсон, Общественное животное. Введение в социальную психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г., с. 224. ПРИМЕР. «На «Мосфильме» снимались сразу три фильма о Ленине. В обеденный перерыв три Ленина сходились в столовой спецобслуживания и, не выходя из образа, трепались. Приказом по «Мосфильму» съемочным группам было велено обедать в разное время». Борев Ю.Б., XX век в преданиях и анекдотах в 6-ти книгах, Кн. 3,4, Харьков, «Фолио», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г., с. 398. Экспериментальный невроз

Живой словарь бизнес-тренера