ЭФФЕКТ ЛОЖНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
Заключается в том, что большинство людей обычно считают себя обладателями уникальных особенностей, более привлекательными, интересными, чем это есть на самом деле. «- Мы демонстрируем «когнитивное тщеславие». Мы переоцениваем правильность своих убеждений и суждений и искажаем истинный характер своих прошлых поступков, дабы повысить себе цену в собственных глазах; - Если никак не удается забыть нежелательный для нас поступок, то, как мы увидим впоследствии, не исключено, что мы начнем его оправдывать; - Чем выше мы оцениваем какие-то свои способности и качества (ум, настойчивость, чувство юмора), тем чаще используем именно их в качестве основы для оценки других; - Чем благосклоннее мы к себе относимся, тем сильнее верим, что и другие воспринимают нас столь же лестным образом; - Если тест или какой-нибудь другой источник информации - вплоть до гороскопа - льстит нам, мы будем этому верить, будем восхвалять сам тест и приветствовать любое доказательство его справедливости; - Большинство студентов университета считают неадекватными результаты теста, оценивающего их успеваемость [...]; - Судя о людях по фотографиям, мы не только предполагаем, что более привлекательные из них обладают более приятными личными качествами, но и думаем, что личные качества симпатичных нам людей схожи с нашими собственными в большей степени, чем качества несимпатичных; - Нам нравится ощущать причастность к чужому успеху. Когда какая-то знаменитость посещает наше учреждение, мы наслаждаемся отражением ее славы. Если же мы обнаруживаем связь с человеком недостойным (к примеру, родились с ним в один день), то поддерживаем себя тем, что смягчаем свое мнение о нем». Д. Майерс, Социальная психология, интенсивный курс, СПб, «Прайм-Еврознак», 2007 г., с. 71-72.