Экономия на масштабе
снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объемов производства. Экономия на масштабе позволяет производителю предлагать свою продукцию по более конкурентоспособным ценам и, таким образом, захватывать большую долю рынка. Внутренняя экономия на масштабе (internal economies of scale) имеет место в тех случаях, когда удается достичь более производительного использования факторов производства, а возросший объем производства позволяет оплачивать более высокие расходы маркетинга, финансирования и развития производства и т.д. В ситуации, когда при увеличении объемов производства издержки производства растут более высокими темпами, возникает отрицательный экономический эффект от масштаба производства (diseconomies of scale). Внутренние убытки на масштабе могут возникать в результате того, что предприятие повысило свои оптимальные размеры и вынуждено непропорционально увеличивать и содержать громоздкий штат административных работников. Внешняя экономия на масштабе (external economies) и убытки на масштабе возникают в результате использования фирмой рыночных условий и технологических достижений.