ЭМПАТИЯ
Термин происходит от греческого «empatheia» - «сопереживание». Эмпатия -способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения. В данном смысле термин веден американским психологом Эдвардом Чейзом Титченером / Е. Titchner [ 1867-1927] в начале XX века по аналогии с термином «симпатия». Характерно, что Карл Роджерс / К. Rodgers [1902-1987] считал, что успех психологического консультирования больше связан со способностью специалиста к эмпатии, чем с интеллектуальными и диагностическими способностями этого специалиста, поскольку, с позиции Клиента «...когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности». В различных эвристических методах, преимущественно разработанных во второй половине XX века, оговаривают возможности эмпатии и по отношению к совершенствуемой (изобретатемой) вещи, например, товару и/или услуге. ПРИМЕР. «Самое многозначное слово в песнях Высоцкого - «я»: «Я сам с Ростова, я вообще подкидыш...», «Я был слесарь шестого разряда...», «Я несла свою беду...», «Я -самый непьющий из всех мужиков...», «Сто сарацинов я убил во славу ей...», «Я - Баба Яга, вот и вся недолга...», «Я в деле, и со мною нож...». Кого тут только нет - люди каменного века и наши современники, мужчины и женщины, существа реальные и мнимые, звери и птицы. Даже неодушевленные предметы - микрофон или самолет, к примеру, и те обретают собственное «я». Творчество Высоцкого - непрерывный процесс перевоплощения, проживания чужих жизней, переживания чужих точек зрения. Поэтическое поведение Высоцкого в каждой из ролей настолько естественно, что молва долгое время «вычитывала» из песен фантастически-легендарную биографию автора. Уже в 1970 году Высоцкому приходилось спорить с мифами о себе, пародировать легенды и слухи: А с которым сидел в Магадане, Мой дружок по гражданской войне... Вот что он говорил по этому поводу уже вполне серьезно: «Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли... Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю «я», и это вводит некоторых людей в заблуждение... Там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «я»». И еще, из другого выступления: «Мне проще влезать в шкуру других людей и из нее уже разговаривать»». Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 226-227.