ФАСИЛИТАЦИЯ, ФАЦИЛИТАЦИЯ
Термин происходит от английского «facilitate», что означает проявлять, облегчать, содействовать и означает действия ведущего, способствующие изменениям в человеке и малых группах. Проведение фасилитация основана на эффекте групповой синергии. ПРИМЕР. «В профессиональных сообществах компетентность всегда культивировалась как одна из ведущих ценностей. С приверженностью этой ценности связаны два распространенных психологических барьера, встающих перед фасилитатором. Чтобы вести обсуждение, содержанием которого не владеешь, предстоит преодолеть психологический барьер некомпетентности. Второй барьер - прямая противоположность первого - барьер компетентности. Как ни странно это может показаться, собственнная компетентность, решительность и уверенность в своих знаниях и опыте могут сыграть с ведущим-фасилитатором недобрую шутку: сам того не замечая, ведущий «соскальзывает» в привычную позицию эксперта, оспаривая или заглушая идеи участников. Итак, фасилитатор должен уметь: - различать процесс обсуждения и его содержание; - осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения; - осознанно распределять время обсуждения; - выстраивать пространство взаимодействия (размещение участников и т.д.); - побуждать к высказыванию; - слушать, не перебивая; - проявлять открытость; - стимулировать творческие проявления участников; - фиксировать успехи группы в совместной выработке результатов, отмечать их; - сохранять непредвзятость и отстраненность; - помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; - отслеживать групповую динамику; - принимать на себя ответственность не за содержание, но за процесс поиска; - удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения». Кларин М.В., Корпоративный тренинг от А до Я, М., «Дело», 2002 г., с. 200-201. Гуманистическая психология