ФАЙОЛИЗМ
совокупность принципов и правил организации и управления предприятиями, изложенными А. Файолем. «Файолизм» вписывается в поток теорий и размышлений об управлении предприятиями (в частности, промышленными), которыми отмечена первая половина XX в. Наиболее известными теориями, помимо самого Ф., являются фордизм, тейлоризм. А. Файоль (1861–1925), французский горный инженер, изложил суть своих концепций в серии статей, опубликованных в 1916 г. Оригинальность теории Файоля состоит в следующем: он исходит из общей организации управления и роли контор; предлагаемая им организация более иерархическая и менее функциональная, чем предлагаемые американской школой; изложение его теории отмечено жесткой логикой, но отличается также особым значением, которое он придает человеческим факторам (поведение, способности, психология, социология предприятия). Его теория применима только к крупным промышленным предприятиям, как государственным, так и частным. Файоль отмечает, что на любом крупном предприятии различные функции, как правило, можно свести к шести основным категориям: 1) техническая функция; 2) коммерческая функция; 3) финансовая функция; 4) функция обеспечения безопас-ности; 5) бухгалтерская функция; 6) административная функция. А. Файоля можно считать главным основателем французской школы организации предприятий. Благодаря ясности и внутренней логике анализа его труды находят широкое применение. Большая часть установленных им принципов столь часто была повторена в различных формах, что сегодня они воспринимаются многими как нечто очевидное или как банальная истина. Теория Файоля, однако, несет на себе отпечаток времени. Зачастую она грешит избытком анализа (например, дозировка индивидуальных качеств) и возводит такие иерархические правила, что их едва ли можно применять как таковые. Она предполагает, что глава предприятия, понимаемый как единственный руководитель, обладает таким набором качеств, который заведомо ограничивает возможную сферу их применения. Наконец, очевидно, что она больше не отвечает ярко выраженной сегодня потребности участия персонала в жизни предприятия.