ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации; ежегодно утверждается Федеральным Собранием РФ как закон. Ф.б. – главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование осн. направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение осн. принципов построения межбюджетных отношений. Доходы Ф.б. формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, средств по взаимным расчетам с бюджетами субъектов РФ, др. безвозмездных перечислений, а также остатка средств на конец предыдущего года. К осн. налоговым доходам Ф.б. относятся: НДС, акцизы на отд. виды товаров (услуг) и отд. виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, экологический налог, федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др. Неналоговые доходы Ф.б. формируются за счет: доходов от использования или продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ), прибыли Банка России (по нормативам, установленным федеральными законами); доходов от внешнеэкономич. деятельности, доходов от реализации гос. запасов и резервов. В соответствии с ежегодно принимаемыми законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в доходы Ф.б. включаются также средства целевых федеральных бюджетных фондов. Бюджетная статистика свидетельствует, что осн. поступления в Ф.б. России состоят из налоговых платежей, на долю к-рых приходится более 80% поступлений; при этом в Ф.б. преобладают доходные поступления от косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Косвенное налогообложение создает надежную и легко контролируемую доходную базу, но, в конечном итоге, дальнейший рост данных налогов приводит ко все большему переложению налогового бремени на плечи конечного потребителя. В то же время, напр., современная федеральная налоговая система США образуется за счет трех осн. источников: подоходного налога с населения, налога на прибыль, налогов и взносов в фонды социального страхования. В совокупности эти 3 налога дают более 90% всех доходов. Ост. бюджетные поступления в США складываются из акцизов и нек-рых др. видов налогов. Распределение доходов, сложившееся в американском обществе, делает гражданина основным получателем денежных доходов, в результате чего он и выступает главным налогоплательщиком. Расходы Ф.б. складываются, с одной стороны, из тех затрат, которые финансируются исключительно из Ф.б., а с др. – их расходов, связанных с предметами совместного ведения. К первым относятся расходы по обеспечению деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, др. расходы на общегосударственное управление; расходы на осуществление междунар. деятельности в общефедеральных интересах; расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства и граждан; на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; на гос. поддержку атомной энергетики; расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов гос. власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств Ф.б.; пополнение гос. запасов драгоц. металлов и драгоц. камней, гос. материального резерва; расходы по осуществлению федеральной инвестиционной программы; по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов др. уровней; по обеспечению осуществления отд. государственных полномочий, передаваемых на др. уровни власти; финансовая поддержка субъектов РФ; и др. В наст. время самой большой статьей расходов Ф.б. России является обслуживание государственного долга, в то время как все расходы на социальные цели (образование; культура, искусство и кинематография; здравоохранение и физическая культура; социальная политика) едва «дотягивают» до половины расходов на обслуживание государственного долга. Расходы только на выплату процентов по государственному внутреннему и внешнему долгу в федеральном бюджете на 2001 запланированы в размере 20%. Значительными по своему уровню являются и расходы на национальную оборону – 18%. Бюджетные расходы на финансирование отраслей реального сектора экономики (пром-сть, стр-во и др.) запланированые на уровне 3,7%, что недостаточно для целенаправленного финансового регулирования отраслевой и территориальной структуры общественного производства.