ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
направление денежных средств на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, новое строительство. Ф.с. осуществляется на основе инвестиционных проектов и бизнес-планов пр-тий. В инвестиц. проектах техн. перевооружения, реконструкции, расширения действ. пр-тий, нового строительства определяются виды продукции, ее качество, размеры выбывающих и вводимых производственных мощностей, кол-во выбывающих элементов осн. фондов и выручка от их реализации, объемы произ-ва продукции, сроки стр-ва, объемы капитальных вложений и их структура, источники финансирования капиталовложений, показатели их эффективности, риска инвестиций. Указанные показатели инвестиц. проекта «встраиваются» практически во все разделы бизнес-плана предприятия (в т.ч. в финанс. план и раздел «Стратегия финансирования»). В инвестиц. проекте и бизнес-плане предусматриваются суммы финансирования капиталовложений (по мес., кв., годам) с указанием источников финансирования: амортизационные отчисления, прибыль, выручка от реализации элементов осн. фондов, выручка от эмиссии ценных бумаг, сумма получаемого кредита и т.д. При осуществлении строительства хозяйственным способом пр-тие само закупает оборудование, выполняет строительно-монтажные работы (т.е. финансирует стрво путем оплаты цены оборудования, стр-ных материалов, труда строителей и монтажников, трансп. расходов и т.п.). При осуществлении строительства подрядным способом пр-тие заказывает (предпочтительно путем проведения конкурса) проектной орг-ции разработку проектно-сметной документации и финансирует эту работу в виде авансовых платежей, либо в виде оплаты за готовые части проекта, либо в виде уплаты договорной цены за готовый проект. Далее предприятиезаказчик закупает оборудование, заключает договор (предпочтительно по результатам тендеров, торгов) с генеральным подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ и финансирует эти работы в соотв. с договором в виде авансовых платежей, или в виде оплаты за законченные этапы работ, или в виде уплаты договорной цены за весь объем предусмотр. в договоре строительно-монтажных работ. При стр-ве объекта «под ключ» заказчик оплачивает генеральному подрядчику договорную цену объекта, рассчитанную исходя из стоимости проекта, оборудования, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Для контроля за финансир. капитальных вложений на пр-тии составляют бюджет капитальных затрат, включающий роспись затрат на стр-во (по видам капиталовложений, по объектам стр-ва, часто – по каждой единице оборудования) по плану капитальных вложений, а также источников их финансирования (включая источники, получаемые в ходе реализации проекта, – выручку от продажи заменяемых элементов осн. фондов, амортизац. отчисления по приобретаемым в соотв. с проектом и установленным станкам и др.) с распределением по мес., кв., годам. При стр-ве объекта за счет кредита коммерч. банков (в т.ч. банков, специализирующихся на кредитовании капиталовложений) заказчик (заемщик) представляет в банк заявление, сводный сметный расчет, техникоэкономич. расчеты, характеризующие эффективность проекта (сроки окупаемости, уровень рентабельности капитальных вложений), график поступлений платежей предприятия-заемщика, документы, подтверждающие наличие обеспечения ссуды (гарантии, договор залога, страховой полис и т.д.), и др. документы в соответствии с требованиями банка. Банк оценивает риск данной сделки и принимает решение о выдаче (невыдаче) кредита. В случае положит. решения банк заключает договор (кредитное соглашение) с предприятием-заемщиком и выдает ему деньги в соответствии с договором, а пр-тие финансирует за счет этих средств стр-во соотв. объекта. При проектном финансировании капитальных вложений объединяются финанс. и др. ресурсы определ. группы пр-тий и орг-ций, а также частных лиц для финанс. стр-ва объекта (от стадии проектирования до пуска). Объединение ресурсов кредитных орг-ций в целях кредитования стр-ва объекта, эксплуатация к-рого даст достаточный приток денег для обслуживания и выплаты долга, называется проектным кредитованием. Осн. участники проектного финансирования – учредители проекта (компания–инициатор проекта), кредиторы, подрядчики; потенциальные участники – гос-во, поставщики сырья, материалов для стр-ва и эксплуатации объекта, фирмы–потребители продукции (услуг) объекта, страховые компании, агентства по экспортному кредиту и др. Проектное Ф.с. объекта требует действенной системы обеспечения рисков, включающей специфич. контракты на продажу будущей продукции или оказание будущих услуг (англ. take-or-pay), разл. виды гарантий: гарантию исполнения контракта (англ. performance bond), гарантию завершения контракта (англ. completion bond) и др. Используются разл. формы распределения рисков между учредителями компании-инициатора проекта и инвесторами (кредиторами): кредитование с правом полного регресса; кредитование с правом частичного регресса; кредитование без права регресса. Источники финансирования капитальных вложений: долгосрочное долговое финансирование (кредиты, в т.ч. синдицированные, эмиссия облигаций); долгосрочное долевое финансирование (эмиссия акций); лизинговое финансирование и др. Иностранные банки выдают российским заемщикам как обычные, так и «связанные» кредиты, обязывающие, напр., заказчика закупать за счет этих кредитов оборудование для данного объекта (либо взять его в лизинг) у иностранных фирм, связанных с банком-кредитором. Финансирование стр-ва объектов общегос. значения осуществляется за счет федерального бюджета, регионального значения – за счет бюджетов субъектов Федерации, местного значения – за счет местных бюджетов. Средства федер. бюджета направляются на выполнение федеральных инвестиц. программ, обеспечивающих структурную перестройку экономики, решение экологич. проблем, конверсию оборонной пром-сти и др. Средства бюджетов субъектов Федерации – на выполнение региональных инвестиц. программ, стр-во объектов соц. сферы, развитие местной производств. базы и др. Бюдж. ассигнования из федерального бюджета направляются заказчикам на финансир. капитальных вложений в соотв. с бюджетными назначениями через лицевые счета Федерального казначейства. Работники органов казначейства проверяют представляемые заказчиками документы – договоры, сводные сметные расчеты, счета-фактуры, акты приемки-сдачи выполненных работ. После проверки деньги по платежным поручениям заказчика в пределах сметы списываются с лицевого счета. Бюдж. ассигнования на капиталовложения выделяют на безвозвратной или на возвратной основе. На условиях возвратности и платности финансируют расходы на осуществление высокоэффективных инвестиц. проектов, размещаемых на конкурсной основе, в т.ч. проектов, прошедших конкурсный отбор в порядке, установленном Правительством РФ. За нецелевое использование пр-тиями и орг-циями средств федерального бюджета, предоставленных на финансирование капиталовложений на безвозвратной и возвратной основе, взимается штраф. В соответств. с Федеральным законом «О бюджете развития Российской Федерации» (1998) за счет средств Бюджета развития может осуществляться финансирование инвестиц. проектов, а также исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам гос. гарантиям в установленном порядке на условиях возвратности, платности и срочности. Средства Бюджета развития выделяются путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиц. проектов в дополнение к собственным средствам инвестора и иным источникам финанс. ресурсов, а также посредством прямых инвестиций в имущество коммерч. оргций, осуществляющих инвестиц. проекты, при соотв. увеличении доли гос-ва в уставных капиталах этих оргций. Отношения, возникающие в связи с размещением средств Бюджета развития, регулируются Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ (утверждено Пост. Правительства РФ от 22 нояб. 1997 № 1470). Отдельным пр-тиям федерального значения по решению федеральных органов власти может предоставляться налоговый кредит. Это означает, что пр-тия обязуются направить на финансирование капиталовложений определ. сумму прибыли, к-рую они в обычных условиях должны были перечислить в федеральный бюджет в виде налога на прибыль. По истечении предусмотр. срока, когда в результате капиталовложений будут созданы и дадут отдачу осн фонды, пртие обязано внести в бюджет соотв. сумму, как правило, частями с уплатой (или без уплаты) установленных процентов. Стр-во жилья осуществляется за счет разл. источников. Если жилье строилось за счет средств федерального, региональных, местных бюджетов, региональных и местных внебюдж. фондов развития жилищного стр-ва, средств орг-ций, пр-тий, то оно передается соотв. органам власти, орг-циям, пр-тиям. Региональные и местные внебюдж. фонды развития жилищного стр-ва формируются за счет добровольных взносов пр-тий, орг-ций, общественных об-ний и граждан РФ, а также иностранных юридич. и физич. лиц; целевых кредитов под гарантии органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления в пределах их компетенции; дивидендов, получаемых от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов; платы за инжиниринговые, информац. и др. услуги, оказываемые службами фондов в соответствии с законодательством РФ. Средства указанных фондов расходуются на: стр-во жилья, инженерную подготовку территорий под новое жилищное стр-во, стр-во и ремонт объектов жилищно-коммун. хоз-ва, стр-во объектов соц. инфраструктуры, соц. поддержку малоимущих групп населения для оплаты стрва, приобретения и содержания жилья, развитие производств. базы домостроения; приобретение ценных бумаг, в т.ч. государственных, с целью получения доходов, направляемых на развитие жилищного стр-ва. Если жилье строится за счет собственных средств стрных орг-ций или взятых ими кредитов, то оно продается муниципалитетам, гражданам, орг-циям, риэлторским фирмам. Муниципалитеты предоставляют жилье гражданам либо бесплатно, либо с частичной оплатой (ост. часть цены жилья составляют жилищные субсидии), либо продают гражданам, орг-циям по рыночной цене. Граждане покупают жилье у стр-ных орг-ций, риэлторских фирм, муниципалитетов по рыночной цене за счет своих накоплений, приобретенных жилищных облигаций, сертификатов, взятых у банков обычных (без залога жилья) и ипотечных (под залог жилья) кредитов. Ипотечные банки продают взятые гражданами ипотечные кредиты (долги граждан) Федеральному агентству ипотечного кредитования. Тем самым ипотечные банки получают деньги для выдачи ипотечных кредитов др. гражданам.