InvestFuture

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТЫХ СТРАН

Просмотры: 907
Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.53 из 5)

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТЫХ СТРАН

англ. financial system of developed countries) – система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, напр., США, ФРГ – и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы государственных предприятий, корпораций; финансы частных национальных и транснациональных корпораций. Ведущим звеном гос. Ф.с.р.с. является государственный бюджет – осн. финанс. план гос-ва, имеющий силу закона. По матер. содержанию – это централиз. фонд ден. средств гос-ва, по социально-экономич. содержанию – гл. орудие перераспределения нац. дохода. В этой части Ф. с. р.с. перераспределяется до 40% резко возрастающего нац. дохода страны. Налоги составляют от 70 до 90% и более общей суммы доходов гос. бюджета. За гос. бюджетом в странах с развитой экономикой закреплены гл. налоги – подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), тамож. пошлины. Из гос. бюджета производится и б. ч. расходов: на военные (оборонные) цели, регулирование экономики, соц. расходы, содержание гос. аппарата управления, субсидии и кредиты развивающимся странам. Гос. бюджет оказывает воздействие на все звенья Ф.с. р.с., предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, спец. правительств. фондам, гос. корпорациям. Гос. бюджеты ведущих западных стран в период после 2-й мировой войны и до 90-х гг. характеризовались крупными хронич. дефицитами, покрываемыми гос. займами. Особенно значит. бюдж. дефицит имели США. К концу ХХ в. он снизился, в начале ХХI в. предусматривается профицит федер. бюджета, к-рый может к 2003 составить 83 млрд долл. Улучшение состояния гос. финансов США и ряда др. развитых стран объясняется длит. периодом экономич. роста, структурной перестройкой экономики, налоговыми реформами, провед. в большинстве развитых стран в 80-х гг. и сопровождавшимися значит. снижением налоговых ставок и расширением налоговых льгот, нек-рым сокращением военных расходов. Второе звено Ф. с. р.с. – региональные и муниципальные финансы – включает муницип. бюджеты, финансы пр-тий, принадлежащих муницип. образованиям, и автономные муницип. фонды. Ведущее значение имеют местные бюджеты. В унитарных гос-вах муницип. бюджеты не входят в гос. бюджет, в федеративных госвах муницип. бюджеты не входят в регион. бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, земель – в ФРГ и т.д.), а последние не включаются в гос. федер. бюджет. За муницип. бюджетами закреплены второстеп. налоги (в осн. поимущественные). В муницип. бюджетах по сравнению с гос. бюджетом более высокая доля средств направляется на соц. цели. Муницип. бюджеты на финансирование своих дефицитов получают средства из гос. бюджета путем дотаций, субвенций, кредитов. Используются также надбавки к гос. налогам. В федеративных гос-вах доходы бюджетов членов федерации формируются по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на косв. налогах (в осн. на налоге с продаж); в Германии бюджеты земель – на поступлениях в опред. проценте от налога на прибыль корпораций и подоходного налога с населения, к-рые делятся между федер. бюджетом и бюджетами земель. Третье звено Ф. с. р.с. включает внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюдж. фондами являются фонды нац. страхования, образуемые за счет страховых взносов работников пр-тий, предпринимателей и дотаций из гос. бюджета. США – единств. страна, где фонд нац. страхования объединен с федер. бюджетом. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по врем. нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь