ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
англ. financial system of developing countries) – система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Развив. страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финанс. положение во многом определяются финанс. ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За посл. годы произошла дифференциация в положении отд. государств. Так, Республика Корея, Сингапур (т.н. «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Быв. брит. колония Гонконг (теперь спец. адм. р-н Сянгян, КНР) стала кр. финансовым центром. Индустриальными госвами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономич. и финанс. положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран– экспортеров нефти (ОПЕК). Вместе с тем имеется значит. число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, гос-в, экономич. и финанс. положение к-рых очень тяжелое. В этих странах развитие национ. финанс. систем происходит в условиях промышл. и технологич. отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения. Для развивающихся гос-в характерна высокая централизация финанс. ресурсов. Средства гос-ва концентрируются в осн. в гос. бюджетах. Через местные бюджеты вследствие слабого роста их доходной базы перераспределяются относительно небольшие объемы средств. Налоги занимают от 50 до 90% общей суммы доходов госбюджетов. Для большинства развивающихся стран характерно преобладание косв. налогов (60 – 80% всех налоговых поступлений). Гл. косв. налоги – акцизы, налог с продаж, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), фискальные монопольные налоги. В отличие от финансовой системы развитых стран здесь большое значение имеют тамож. пошлины на экспортируемые и импортируемые товары (в развитых странах и в РФ экспорт товаров тамож. пошлинами не облагается), что ставит доходы госбюджета в непосредств. зависимость от объема внешней торговли. В странах, ставших индустриальными, все большую роль играют прямые налоги – подоходный налог с населения и налог на прибыль корпораций. Рост прямого налогообложения достигается преимущественно за счет налога на прибыль корпораций, гл. плательщиками к-рого выступают наиболее крупные гос. и частные пр-тия, включая иностранные. Ставки подоходного и корпоративного налогов ниже применяемых в развитых странах, что направлено на стимулирование частного предпринимательства. Либеральный налоговый режим и дешевая рабочая сила – важный фактор для привлечения иностр. частного капитала. Доходы от гос. имущества и пр-тий (несмотря на наличие крупного госсектора) в большинстве развив. стран не превышают 6–8% общей суммы доходов госбюджетов. Причина невысокой рентабельности гос. пр-тий – низкие цены на их продукцию и услуги. Это не относится к странам–членам ОПЕК, где в результате полной или частичной национализации добычи и реализации нефти осн. часть доходов гос-ва формируется за счет отчислений нефтяных компаний, как нац., так и иностранных. Первая статья расходов гос. бюджета развив. стран – направление финансов на преодоление экономич. отсталости. В среднем до 25% всех бюдж. ассигнований составляют расходы на экономику – финансирование вновь создаваемых промышл. пр-тий, сооружение тепловых и гидроэлектростанций, разведка полезных ископаемых и т.д. Вторая статья – затраты на соц. цели: образование, здравоохранение, соц. обеспечение. Гл. место среди них занимают расходы на создание и развитие нац. систем образования, на ликвидацию неграмотности и организацию системы подготовки нац. профессионально-технич. кадров для нар. хоз-ва. Госбюджеты – осн. источник финансирования здравоохранения, соц. страхования и пенс. обеспечения. Третья статья – затраты на содержание аппарата управления. Всевозрастающая статья расходов связана с выплатой процентов и погашением внутр. и внешнего гос. долгов. В ряде стран заметное место занимают расходы на военные цели. Все бюдж. расходы подразделяются на ассигнования на текущие цели (занимающие гл. место) и затраты на капиталовложения. В большинстве развив. стран госбюджеты являются дефицитными. Дефицит финансируется за счет внутр. и внешних источников. Осн. источник внутренних гос. займов – средства центральных эмиссионных банков, кредитующих гос-во за счет дополнит. эмиссии денег (что является одной из причин инфляционного процесса). Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправит. соглашений или междунар. финанс. орг-циями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития – см. Всемирный банк), а также средства частных коммерч. банков развитых стран. Для большинства развив. стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутр. долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, – списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков ее погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.