ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА
система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей армии и флота в денежных средствах. Включает: финанс. планирование; финансирование; истребование, получение, хранение, экономное и рацион. расходование ден. средств; бух. учет и отчетность; финанс. контроль за финансово-экономич. деятельностью войск и сил флота; анализ финансово-экономич. деятельности войск и сил флота. Финанс. планирование в МО РФ – одно из осн. направлений финансово-экономич. деятельности, в процессе к-рой осуществляется распределение стоимости части ВВП в форме конечного военного продукта для обеспечения боевой готовности войск и сил флота, соц. защиты личного состава. При финанс. планировании в каждом финансово-экономич. органе армии и флота составляются и реализуются финанс. планы, отражающие ведомств., организац. и отраслевую специфику финансово-экономич. деятельности, а также особенности образования и использования фондов ден. средств. Финансирование как механизм обеспечения военно-финанс. ресурсами расходов на содержание армии и флота включает: открытие финансирования МО РФ по федер. бюджету; перевод военно-бюджет. средств нижестоящим распорядителям бюджетных средств, воинским частям и учрниям–получателям бюджетных средств; предварит. контроль при переводе военно-бюдж. Средств . При этом с целью рацион. использования выдел. вооруж. силам финанс. ресурсов устанавливается лимит финансирования – предельное кол-во денежных средств, выделяемых войскам (соединению, части, кораблю) для обеспечения боевой подготовки и др. потребностей в течение определ. периода (года, квартала, месяца) или для проведения отд. мероприятий (учений, маневров, передислокации и др.). [Лимит финансирования определяется на основе разработ. методик с учетом данных о боевом и числ. составе обеспечиваемого соединения (воинской части), норм расходов ден. средств на содержание расчетной единицы (военнослужащий, танк, корабль и т.п.), характера и объема решаемых задач, условий их выполнения, наличия материальных ресурсов и др. факторов и доводится директивами (приказами) командования. Наиболее распространены в войсках лимиты расходования ден. средств на служебные командировки; лимиты остатков ден. средств на бюдж. и текущих счетах по состоянию на начало соотв. квартала; лимиты остатков наличных денег в кассах воинских частей (учр-ний и орг-ций) на конец рабочего дня и т.д.]. Истребование, получение и хранение ден. средств производится в зависимости от утвержд. финанс. планов и регламентируется соотв. нормативно-правовыми документами. Экономное и рацион. расходование ден. средств предполагает такую организацию деятельности командиров (начальников), штабов, довольствующих служб и финансово-экономич. органов (см. Военно-финансовые органы), к-рая позволяет получать наибольшую отдачу для обеспечения боевой готовности войск и сил флота, соц. защиты личного состава при выделяемых объемах военно-бюдж. ресурсов и проведении мероприятий по режиму экономии и привлечению внебюдж. источников финансирования. Бух. учет осуществляется путем систематич. отражения в стоимостной форме в учетных документах всех финансово-экономич. операций с ден. и материальными средствами. Отчетность финансово-экономич. органов МО РФ представляет собой систему плановых и фактич. показателей, характеризующих исполнение соотв. финанс. планов, и результаты осн. видов деятельности органов за отчетный период. Она подразделяется на бухгалтерскую и статистическую отчетность. Финанс. контроль за финансово-экономич. деятельностью в МО РФ выступает составной частью гос. финанс. контроля в стране и является одним из важнейших видов деятельности финансово-экономич. службы. Он включает проверку и анализ органами законодат. и исполнит. власти, командованием и финансово-экономич. органами состояния финансово-экономич. деятельности в Вооруженных Силах в интересах достижения законного и рацион. использования ресурсов, выделяемых на национальную оборону. Анализ финансово-экономич. деятельности состоит в комплексном изучении результатов функционирования и затрат военно-хоз. структур с целью объективной оценки их состояния и выявления возможностей более рацион. использования имеющихся ресурсов. Осн. направления финансово-экономич. деятельности Вооруженных Сил (организация финанс. хоз-ва, финанс. обеспечения военнослужащих, капит. стр-ва и ремонта; организация и нормирование оплаты труда гражданского персонала; финанс. учет и отчетность и т.д.) базируются на федеральных нормативно-правовых актах, в т.ч.: Конституции Российской Федерации, федеральных законах (напр., «Об обороне», «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»), указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ. Содержание федеральных нормативно-правовых актов и механизм их реализации уточняются в подзаконных актах, к к-рым относятся приказы и директивы Министра обороны РФ и его заместителей, приказы главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов (флотов), руководящих указаниях и материалах по финанс. службе. Все операции по переводу военно-бюдж. средств, расчетам с поставщиками, а также кассовые операции производятся через соотв. счета в полевых учреждениях Банка России, др. кредитных учр-ниях или в органах Федерального казначейства РФ. Разрешается хранение наличных ден. средств в кассах воинских частей, пр-тий, учр-ний и орг-ций в пределах норм, определяемых в установл. порядке. Финансирование Вооруженных Сил в мирное время производится, как правило, по схеме: центр – округ (флот) – соединение – воинская часть. Не входящие в состав соединений воинские части, а также производств. пр-тия, военно-учебные заведения, н.-и. учр-ния финансируются финансовоэкономич. органами военных округов (флотов).