ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
деятельность органов государственной власти и управления, командования, финансово-экономических органов по систематической проверке и анализу состояния финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил в целях достижения законности и эффективности использования денежных средств, выделяемых на национальную оборону. Ф.к. в ВС осуществляется должностными лицами в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими его организацию, на основе объективно присущей финансам Вооруженных Сил контрольной функции. В связи с этим финансовый контроль в ВС связан с проверкой деятельности конкретных лиц, а также с оценкой принятых решений и практики использования фондов ден. средств. Финансовый контроль в Министерстве обороны РФ подразделяется на государственный и общественный. Гос. финанс. контроль проводится органами исполнительной и законодательной власти (вневедомств. контроль), командованием и финанс. органами по контролю за финанс. и хоз. деятельностью (ведомств. контроль). Общественный финанс. контроль выполняется представителями военнослужащих и гражданского персонала путем участия в ревизиях и проверках, проводимых командованием или вышестоящими военнофинансовыми органами. Важный элемент обществ. контроля – внутрипроверочные комиссии, в обязанность к-рых входит проверка финансово-экономич. деятельности воинских частей в сроки, устанавливаемые командирами, но не реже одного раза в полугодие. Вневедомств. финанс. контроль осуществляется высшими органами гос. власти и управления (Главным контрольно-ревизионным управлением при Президенте РФ, Счетной палатой РФ, Министерством РФ по налогам и сборам и т.д.). Ведомств. финанс. контроль организуют и проводят вышестоящие командиры и начальники, в т.ч. подчиненные им начальники финанс. инспекций, начальники довольствующих финанс. органов [Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, финансово-экономич. управлений видов Вооруженных Сил и военных округов (флотов), финансовой службы Воздушно-десантных войск, армий (флотилий), соединений], а также командиры воинских частей, начальники пр-тий, учр-ний и орг-ций, начальники финансово-экономич. органов в порядке осуществления внутр. финанс. контроля в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на них Положением о финансовом хозяйстве воинской части и Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны РФ. Если вневедомств. контроль носит, как правило, последующий характер, то ведомств. контроль в зависимости от времени его совершения по отношению к финанс. операции подразделяется на предварительный (проверка сметно-плановых документов, предварит. проверка раздаточных ведомостей, регистрация штатных расписаний, проверка заключаемых договоров, проверка расчетных и платежных документов) и последующий (ревизия финансово-хозяйств. деятельности как осн. форма финанс. контроля, документ. проверка авансовых отчетов военных комиссариатов районов, проверка и анализ финанс. и бух. отчетности; проверка отд. вопросов финансово-хозяйств. деятельности, проверка выполнения предложений по актам ревизий, проверка финанс. хозяйства внутр. проверочной комиссией). Финанс. контроль осуществляется с помощью определ. методов, применяемых в практической работе для проверки законности финансово-хоз. операций, качества работ, а также для предупреждения и устранения недостатков. К осн. методам финанс. контроля относятся: методы документального контроля (изучение существа и законности операций, определение достоверности документов, счетная проверка, сличение операций (записей), определение обоснованности проводок); методы фактического контроля (обследование, определение фактич. выполнения оплач. работ, встречная проверка, инвентаризация, контрольный запуск сырья и материалов в произ-во, лабораторный анализ материалов, экспертиза); расчетно-аналитические методы (технико-экономич. расчеты, нормативное (контрольное) сличение, группировка и обобщение, логическая оценка сведений, экономич. анализ); информативные методы (истребование письм. объяснений, инструктирование и разъяснение законодательства). Результаты финанс. контроля служат информац. базой для принятия обосн. решений по управлению финансово-экономич. деятельностью Вооруженных Сил.