Франчайзинг
метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодном соглашении (франчайзе) между крупной и мелкими фирмами, а также отдельными предпринимателями.
Синонимы | коммерческая концессия, комплексная предпринимательская лицензия, франшиза |
метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодном соглашении (франчайзе) между крупной и мелкими фирмами, а также отдельными предпринимателями.
франц. - льгота, привилегия) - форма партнерства, предусматривающая возможность использования отработанных технологий торговой марки предприятия, обучения и получения необходимых консультаций другой стороной (франчайзинг) на коммерческой основе.
форма гибридного институционального соглашения, в котором одна фирма предоставляет права на использование своего имени другой фирме наряду с обеспечением информацией о ноу-хау, оказании технической помощи и контролем над качеством оказываемых услуг.
вид экономических взаимоотношений крупных и малых предприятий. Головная компания делегирует малому предприятию права на производство и сбыт продукции под ее торговой маркой. Плата за эти права невысокая. Но условие - обеспечение качества продукции, сохранение престижа марки.
от фр.. franchising - льгота, привилегия) - предоставление лицензии (франшизы) на торговлю или производство товаров и услуг под товарным знаком (брендом) лицензиара на строго определенном рынке; уступка другим права на использование своего товарного знака на основе договорной взаимовыгоды.
Система, состоящая как минимум из двух уровней:
* Франчайзор (Franchisor), кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.
* Франчайзи (Franchisee), кто платит франчайзору первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.
e) franchising (f) franchising, franchise (d) Franchising Условие договора, по которому продвинутая на рынке компания предоставляет право на использование за определенную плату ее фирменной марки, а также рекламной, информационной и технологической помощи другой компании для улучшения положения этой компании на данном рынке.
форма совместного бизнеса, в рамках которой "родительские" (обычно крупные) компании предоставляют партнеру (обычно мелкой компании) временное право использования торговой марки, технологии или иных ресурсов и возможностей "родительской" фирмы для создания собственного бизнеса в обусловленных с крупной компанией формах
англ. franchising соглашение
об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому дилер получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли.
franchising) — форма гибридного институционального соглашения, при котором фирма, владеющая торговой маркой, предоставляет другой фирме право использования своего имени, одновременно обеспечивая его информацией о «ноу-хау», оказывая ему техническую помощь и осуществляя контроль качества оказываемых услуг. Материнская компания обычно называется франчайзером, а инвестор — франчайзи.
смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
контракт между компанией («франчайзером») и дилером («франчайзи»), дающий последнему право на основании франшизы осуществлять на установленной территории определенный вид деятельности, включая эксплуатацию предприятий торговли, принадлежащих компании, ее товарного знака и фирменного наименования, маркетингового ноу-хау за регулярные платежи в размере от 1,5 до 12% годовых продаж. Различают три типа франчайзинга: производственный, торговый (товарный) и лицензионный (деловой). Международный франчайзинг является одной из форм международной передачи технологий.
franchising) Контрактное соглашение между компанией и человеком или фирмой, которое позволяет получателю франшизы заниматься определенным видом бизнеса под известным именем и использовать на платной основе технологию этой фирмы. Объектом франшизы могут выступать: фирменное название, коммерческое обозначение лицензиара, коммерческая информация, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Ф. обеспечивает малым фирмам выход на рынок под известной маркой, зарекомендовавшей себя на рынке. Снижает расходы на маркетинговую и рекламную деятельность. Наиболее известным франчайзингом является фирма МакДональдс..
смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры), заключают договор с небольшими фирмами, «дочерними компаниями», предпринимателями (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. Фактически франчайзер предоставляет во временное пользование свой брэнд. При этом франчайзи обязаны осуществлять свой бизнес только в форме, которую предписывает франчайзер, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь, франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, им оказывается помощь при доставке товаров, приобретении оборудования, получении кредитов и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.
1) специальная привилегия, предоставляемая правительством частному предприятию, например, управление городским транспортом. Частные предприятия в этом случае уплачивают налог за использование права или привилегии; 2) форма маркетинга или распределения товаров, при которой "родительская" компания обычно представляет индивидууму или компании ("дочерней" либо посторонней) право или привилегию делать бизнес в предписанной форме в течение определенного периода времени в определенном месте. Например, территория предоставляется в исключительное пользование агента по продаже товаров, производимых или распределяемых данной корпорацией. Ф. развивается и в сфере продажи автомобилей и запасных частей к ним, розничной торговле, услуг. За право делать бизнес получатель уплачивает часть дохода.
franchi ing) контракт между корпорацией и дилером, предусматривающий исключительное право деятельности последнего на определенной территории, включая эксплуатацию предприятий торговли, принадлежащих корпорации, использование ее товарного знака и фирменного наименования, получение маркетингового ноу-хау и других услуг за согласованные регулярные платежи (премии), размеры которых, например, в практике фирм США колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Ф. представляет собой гибридную форму, совмещающую элементы лицензионных соглашений на право пользования товарным знаком и дистрибьюторских договоров, связанных с исключительным правом на реализацию товаров и услуг на договорной территории. Операции по Ф. проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами и частными лицами, чаще только начинающими бизнес.
англ. franchising) – форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой мощные корпорации (франчайзеры) предоставляют право (франшизу) более мелким фирмам, предпринимателям (франчайзи) действовать в качестве дилеров на рынке от имени франчайзера с использованием его лицензии, технологии, ноу-хау, фирменной торговой марки. Франчайзи обязан осуществлять свою деятельность в течение обусловленного договором (franchise agreement) времени и в конкретном месте с соблюдением оговоренных стандартов и качества. Франчайзер гарантирует партнеру обеспечение товарами, технологией, консультирует его по проблемам выбора сферы торговли или услуг, орг-ции сбытовой сети, разработки и реализации рекламной компании, оказывает самое разнообразное содействие в предпринимательстве. На основе Ф. создаются цепочки (сети) предприятий в сфере торговли, услуг. В российском законодательстве этому понятию соответствует «договор коммерческой концессии» (ст. 1027 ГК РФ).
взаимовыгодное соглашение, которое заключается на основе контрактов типа «франчайз» (крупная «родительская» фирма). Суть соглашения — в предоставлении мелким частным фирмам вести дело в специально выбранном месте в течении определенного времени. За все эти услуги мелкий бизнесмен, заключивший договор по типу «франчайзинг», уплачивает вступительный взнос (от 25 до 100 тыс. долларов) и отчисляет определенный процент с оборота в пользу крупной «родительской» фирмы (от 3 до 12%). Вместе с тем он обязуется закупать необходимые ему товары и оборудование у «родителя». Франчайзинг является одной из перспективных форм приватизации. Он представляет собой вид откупа, при котором предпринимателю на определенных усло-виях передается производство каких-то товаров или услуг с правом пользования государственной собственностью. При франчайзинге государство оставляет за собой контроль за характером производимого товара (услуг) или же финансирует его (ее) производство посредством целевых субсидий. Основная сфера использования франчайзинга — так называемые «естественные монополии», например, железные дороги.
договор, по которому фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки и логотипа. В то же время франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество.
Франчайзер также берет на себя обязательство консультировать партнера (франчайзи) при выборе сферы торговли и услуг, организации сети по сбыту товаров и предоставления услуг, проведение рекламной кампании, осуществлению профессиональной подготовки персонала.
Существуют три основные вида франчайзинга:
товарный (приобретение у ведущей компании-производителя права на продажу товаров с ее торговой маркой);
производственный (передача технологического процесса производства продукции);
деловой (продажа лицензии на право розничной торговли и оказанию услуг под именем франчайзинга).
В договоре франчайзинга должно быть отражено:
полное описание бизнеса;
территория, на которой предоставляется право использования торговой марки;
сроки действия договора и условия его расторжения или продления;
финансирование (величина первоначального взноса);
условия и срок оплаты (роялти, рекламный сбор и др.);
взаимные обязательства помощи и поддержки.
от фр. franchise — льгота, привилегия) — финансовая сделка, которая позволяет приобрести на рынке различные права, лицензии, ноу-хау на оригинальные фирменные услуги. Используется прежде всего для проведения исследовательских работ и испытания новых образцов продукции. Крупные корпорации используют интеграционные связи с мелким бизнесом. Ф. становится наиболее распространенной формой такого взаимодействия в сфере торговли и услуг. Суть Ф. заключается в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от фирмы-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени. Капиталовложения могут осуществляться как за счет передачи в аренду фирме-оператору основных фондов, находящихся и собственности компании-франчайзера, так и за счет собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставлять мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего предприятия и расплачивается с головной компанией только за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании. Прогрессирование Ф. объясняется экономией времени и капитала на расширение бизнеса, распределением рисков, связанных с расширением собственного бизнеса с франшизо-держателем, упрощением процесса освоения новых видов деятельности, поскольку покупка франшизы предполагает получение не только лицензии, но и технологических процессов, программных продуктов и системы ведения данного вида деятельности.