InvestFuture

Функции налогов

Просмотры: 730
Оцените материал:
(оценок: 33, среднее: 4.36 из 5)

Функции налогов

- фискальная - главная, основная. Формирует финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат. fiscus);

- регулирующая - главный инструмент экономической политики государства, способный воздействовать на все процессы воспроизводства;

- распределительная - инструмент распределения и перераспределения результатов воспроизводства как на микро -, так и на макроуровне.

Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Функции налогов

англ. tax functions) – устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налогов. В современной экономич. лит-ре нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о различающихся подходах к определению сущности налогов. Выделяют, как правило, три осн. Ф.н.: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения. Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд гос-ва, производится изъятие части доходов физич. и юридич. лиц для содержания гос. аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, к-рая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономич. уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономич., соц. мероприятий, на содержание управленч. аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства гос. бюджета происходит регулирование уровня деловой активно-сти и решение разл. социальных задач. Регулирующая Ф.н. предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономич. цикла. Т.о., регулирующая Ф.н. связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономич. методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономич. мер принадлежит налогам. Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технич. прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производств. и соц. инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длит. сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономич. характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значит. части бюджетных средств на соц. нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в соц. защите. Регулирующая и фискальная Ф.н. находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью к-рой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства гос-ва в экономику. Расширение налогового метода мобилизации гос-вом части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками – агентами процесса производства, что обеспечивает органам гос. власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производств. процесса. Обусловленная внутр. потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов определяет уровень оплаты труда, т.к. она включает налоговые платежи; 3) от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производств. мощностей для предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиц. решения предпринимателей. На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплаты налогов, а затем облагаются налогом на уровне акционеров. Следовательно, необходимо предусмотреть: освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиц. субсидии и разл. методы отсрочки налоговых платежей через инвестиц. фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиц. активности при обложении налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиц. потоков обращают внимание на налоги, к-рыми облагаются иностранные инвесторы. Контрольная функция налогов как экономич. категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь