ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА И ФИНАНСИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
головной орган, занимающийся проведением единой экономической и финансовой политики в Вооруженных Силах РФ (ВС РФ) и финансово-экономическим обеспечением их строительства и подготовки. На ГУВБиФ возлагаются: координация деятельности органов управления МО РФ в сфере финансово-экономич. обеспечения войск и сил флота, соц. защиты военнослужащих и пенсионеров МО РФ, членов их семей, гражданского персонала ВС РФ, взаимодействие по этим вопросам с федер. органами законодат. и исполнит. власти; руководство финансово-экономич. деятельностью в ВС РФ; разработка ведущих положений по финансово-экономич. обеспечению армии и флота; экономич. анализ обоснований к сметам расходов видов ВС РФ, главных и центр. управлений; составление проекта сметы МО РФ и участие в его рассмотрении федер. органами исполнит. власти; подготовка нормативной базы финанс. планирования в ВС РФ и обеспечение экономного использования выделяемых МО РФ бюдж. ассигнований, а в разреш. случаях – и внебюдж. средств; экономич. анализ производств. и финанс. деятельности гос. унитарных пр-тий МО РФ, контроль за ценообразованием на вооружение и военную технику и имущество, поставляемые МО РФ; разработка проектов норм ден. довольствия военнослужащих и проведение единой штатно-тарифной политики в МО РФ, анализ экономич. целесообразности содержания в ВС РФ уч-ний, пр-тий и орг-ций; экономич. анализ исполнения сметы МО РФ и эффективности затрат на содержание ВС РФ; организация пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, обязат. личного страхования военнослужащих; руководство постановкой финанс. и бух. учета в МО РФ; проведение анализа финанс., бух. и статистич. отчетности финансово-экономич. органов видов ВС РФ, округов, флотов, главных и центр. управлений МО РФ и подготовка сводной отчетности; организация финанс. обеспечения мобилизац. мероприятий ВС РФ и подготовки кадров для финансово-экономич. службы ВС РФ. Составление финанс. планов армии и флота, их выполнение организационно и методологически увязываются с планированием и исполнением сметы МО РФ в рамках рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета страны. При подготовке проекта сметы МО РФ определяются потребности МО РФ в ассигнованиях из федер. бюджета на основе расчета военно-финанс. ресурсов, необходимых на предстоящий год для видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центр. управлений МО РФ на централиз. расходы, а также для финанс. обеспечения потребностей войск и сил флота. Составление сметы МО РФ – одна из важных функций ГУВБиФ. В процессе работы над сметой используется бюджетная классификация РФ. Осн. группы расходов по смете: текущее содержание армии и флота; оплата вооружения, военной техники и имущества; оплата научно-технич. продукции; капит. стрво и капит. ремонт; пенсии военнослужащим. При ее составлении применяют разл. методы определения потребности в ассигнованиях: прямого счета; нормативный; анализа фактич. расходов за ряд предыдущих лет и др. Анализ сметы наряду с др. материалами с т.з. включения испрашиваемых МО РФ ассигнований в раздел «Национальная оборона» Федерального бюджета осуществляет Минфин РФ. Дальнейшее рассмотрение испрашиваемых МО РФ ассигнований ведется в порядке, установленном для рассмотрения проекта Федерального бюджета и его раздела «Национальная оборона». После принятия и утверждения расходов на национ. оборону в составе расходов федер. бюджета ГУВБиФ разрабатывает и представляет министру обороны РФ на утверждение смету МО РФ, исходя из установл. ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации. Исполнение сметы МО РФ включает: ее планирование; финансирование; расходование бюдж. ассигнований; финансовый контроль; ведение бух. учета; составление отчетности. В конце бюдж. года в МО РФ проводится комплекс мероприятий в соответствии с заключением сметы Министерства обороны РФ. Первым финанс. органом, на к-рый возлагалось финанс. обеспечение регулярной армии России, был Финансовый отдел при Революционном военном совете республики, сформир. 18 нояб. 1918. В довоенный период система финанс. обеспечения армии и флота в СССР неоднократно реформировалась в целях усиления концентрации финанс. ресурсов, что себя полностью оправдало в период 2-й мировой войны. В ходе войны через головной финанс. орган Вооруженных Сил расходовалось более 50% бюджета страны, при этом принимались жесткие меры по обеспечению эффективного использования бюдж. ассигнований. Только за счет организации контроля за ценами на вооружение и военную технику в годы войны была обеспечена экономия почти 10% расходов на оборону. Благодаря развернутой работе по привлечению в бюджет страны средств личного состава армии и флота поступления из этого источника в фонд обороны и фонд Красной Армии только за 1944 составили 52% общей суммы поступлений. Значительно сократился наличный ден. оборот в действ. армии в результате вкладных операций через полевые учр-ния Государственного банка и применения ден. аттестатов на семьи фронтовиков, что не только уменьшило потери наличных денег в ходе боевых действий, но и позволило соединиться десяткам тысяч семей фронтовиков. В послевоенный период концентрация финанс. ресурсов в едином финанс. органе и проведение политики жесткой экономии бюдж. ассигнований, изыскания внутр. резервов позволили при крайне огранич. финансировании обеспечить переоснащение армии и флота новыми видами вооружения и техники, создание новых видов ВС РФ и родов войск. По мере развития в стране рыночных отношений шло усиление контроля за расходами на оборону. В связи с этим из состава ГУВБиФ в 1998 была выделена в самостоят. орган Финансовая инспекция МО РФ, на к-рую возложены задачи последующего контроля за финансово-хозяйств. деятельностью центр. и окружного звеньев ВС РФ. Одновременно с переходом финансовоэкономич. органов от финанс. к бух. учету финансирование ВС РФ стало осуществляться через органы Федерального казначейства РФ как в центре, так и в округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях, учр-ниях и орг-циях