ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
1) структурная адм.-территор. ед. ж.-д. транспорта общего пользования. В бывш. СССР в конце 80-х гг. было 32 Ж.д., в т.ч. Азербайджанская, Байкало-Амурская, Дальневосточная, Забайкальская и т.д. Средняя протяженность сети одной Ж.д. превышала 4,5 тыс. км; 2) совокупность рельсового пути, сооружений, устройств, машин и оборудования, входящих в комплексное трансп. пр-тие, предназначенное для перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты. Различают Ж.д. общего пользования, или магистральные; пром. транспорта (подъездные или технол. пути пром., торговых пр-тий и т.д.); городские (трамвай, метрополитен). По ширине колеи различают ширококолейные (в России - 1520 мм, за рубежом - в основном 1435 мм) и узкоколейные (1000 мм, 891 мм и т.д.); по роду тяги - электрические, дизельные, газотурбинные и паровозные. Протяженность Ж.д. общего пользования в бывш. СССР составляла свыше 146 тыс. км.