договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр или участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или региональным (муниципальным) органам власти. Договоры о К. широко применяются в международной практике. Чаще всего на этих условиях передается иностранным компаниям разработка природных ресурсов: нефти, газа, угля, металлических руд, драгоценных камней и металлов, радиоактивных, редкоземельных и некоторых других минералов, в том числе тех, которые залегают в континентальном шельфе и на дне территориального моря, а также использование наиболее ценных пород лесов, водных ресурсов, государственных земель. Традиционно К. широко применялись и применяются развивающимися странами. В прошлом они были вынуждены предоставлять ,К. иностранным компаниям на невыгодных для себя условиях и на длительные сроки. Например, до второй мировой войны "Бахрейн петролеум компани" получила К. на 91 год, "Кувейт ойл компани" - на 92 года. В условиях борьбы за экономическую самостоятельность развивающиеся страны добились значительно лучших условий предоставления К. В современных условиях К. используются и развитыми государствами, особенно в области добычи нефти (США, Норвегия, Великобритания и др.). Заключение этих соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но неразработанные запасы, например нефти, из-за нехватки финансовых и технических средств. К. применимы, когда нужны крупные вложения вследствие того, что нефтеносные территории находятся в географически отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями. Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу нефти и других ресурсов на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Концессионер владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Оборудование, аппаратура и установки, используемые при добыче полезных ископаемых, принадлежат концессионеру. Доход страны, владеющей соответствующим природным ресурсом, состоит из платежей роялти, исчисляемых в зависимости от объемов производства, иногда с прогрессивным увеличением по скользящей шкале, и ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс). Кроме того, взимаются налоги на прибыль компании. Соглашение может также включать специальные премии (бонусы) при подписании контракта, бонусы по обнаружению коммерческого количества соответствующего ресурса, бонусы по достижении определенного уровня производства. В доход государства поступает также арендная плата за контрактную территорию. Положительным для страны является создание новых рабочих мест, так как компания-концессионер должна нанимать на работу по возможности больше местного персонала. В РФ практика представления К. существовала до революции и с середины 20-х гг. в условиях проведения новой экономической политики. К концу 20-х гг. было свыше 60 концессионных предприятий. Однако к концу 30-х гг. концессионные договоры по согласованию с концессионерами были аннулированы. Закон об иностранных инвестициях РСФСР допускает предоставление К. иностранным инвесторам. Однако предоставление К. и соглашения о разделе продукции пока не получили распространения. В соответствии с российским законодательством о недрах предоставление права на разработку полезных ископаемых должно осуществляться на конкурсной основе (путем проведения тендеров). В 90-е гг. проведено несколько тендеров с участием иностранных компаний (Удоканское меднорудное месторождение, нефть на сахалинском шельфе и др.).