InvestFuture

Коносамент

Просмотры: 1696
Оцените материал:
(оценок: 33, среднее: 4.61 из 5)
Гиперонимырасписка, накладная, документ
Перевод
 АнглийскийАнглийский: bill of lading ИспанскийИспанский: conocimiento de carga; conocimiento de embarque; boleto de carga, carta de embarque
 ИтальянскийИтальянский: polizza di carico НемецкийНемецкий: Frachtbrief, Ladebrief, Konnossement, Ladeschein
 ПортугальскийПортугальский: conhecimento (de carga) ТурецкийТурецкий: konşimento
 ФранцузскийФранцузский: connaissement

Коносамент

товарораспределительный документ, дающий краткое описание товаров и условий перевозки; подписывается владельцем судна и отправляется получателю груза (дает право на получение груза); может быть документом на предъявителя, именным, в виде приказа отправителя или получателя (ордерной).

Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Коносамент

документ, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз грузополучателю. Существуют три вида КОНОСАМЕНТА: именной, ордерный, на предъявителя. Возможность передачи КОНОСАМЕНТА другому лицу придает ему характер товарораспорядительного документа.

Большой финансовый словарь

Коносамент

Контракт между экспортером и транспортной компанией, в котором последняя обязуется транспортировать товар на определенных условиях, которые ограничивают ее ответственность. Это - документ, подтверждающий получение товара экспортером, а также свидетельство того, что товар был или будет получен.

Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

Коносамент

от фр. connaisement документ

выдаваемый перевозчиком груза отправителю, подтверждающий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. К. является договором о перевозке груза, заключаемым между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам К. является ценной бумагой.

Бизнес-словарь

Коносамент

неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю; документ стандартной формы, который используется при перевозке грузов в международном сообщении и представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую право владения перевозимым грузом, товаром.

Рынок ценных бумаг. Словарь основных терминов и понятий

Коносамент

В страховании океанских и морских перевозок и в страховании внутренних перевозок: документ, определяющий условия договора перевозки груза между отправителем и перевозчиком груза, в котором также предусмотрены обязанности перевозчика и его ответственность за переданное ему имущество. Коносамент исполняет три основные функции, выступая в качестве: доказательства заключения договора перевозки; средства передачи права на товар третьим лицам во время транзита; расписки в получении.

Страхование и управление риском. Терминологический словарь

Коносамент

ценная бумага, документ, выдаваемый перевозчиком, удостоверяющий принятие груза к перевозке с обязательством доставить его в порт назначения и выдать законному держателю. К. бывают: 1) именные, в которых указан определенный получатель груза; 2) ордерные, содержащие указание «приказу отправителя» или «приказу получателя»; 3) на предъявителя К. составляется обычно в нескольких экземплярах, о количестве которых делается отметка на каждом из них. При выдаче груза по одному остальные теряют силу.

Экономика от А до Я: Тематический справочник

Коносамент

документ, определяющий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза в международном судоходстве. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю К., который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза, подтверждает наличие договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем, представляет грузоотправителю или иному обозначенному в нем лицу право распорядиться грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа, т.е. является товарораспорядительным документом.

Внешне-экономический толковый словарь

Коносамент

1) документ, согласно которому капитан судна признает, что он получил груз и обязуется перевезти его по назначению и предоставить его в распоряжение любого лица, которое предъявит ему этот коносамент. Этот документ, представляющий собой свидетельство на право владения грузом, играет важную роль в области морских перевозок и в использовании документарного аккредитива. К. может также служить контракт на речную или воздушную перевозку. Для наземных видов транспорта соответствующими К. документами являются международная транспортная накладная или почтовая квитанция; 2) документ, подтверждающий принятие на борт судна груза и обязывающий выдать его грузополучателю. Является распиской перевозчика и доказательством о приемке груза. Содержит основные условия перевозки. Служит ценной бумагой.

Глобальная экономика. Энциклопедия

Коносамент

документ, выдаваемый перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, фирмой. Коносамент относится к ценным бумагам. Коносаменты бывают: именными, с указанием имени получателя груза; ордерными, содержащими указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя; "на предъявителя", согласно которому груз выдается предъявителю коносамента. Коносамент называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

Коносамент

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.

В коносаменте указываются:

- наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);

- наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;

- место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);

- наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;

- количество мест и/или вес и/или объем груза;

- данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;

- количество составленных экземпляров коносамента;

- подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Коносамент

расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю К. В торговом обращении К. - важнейший юридический документ, который удостоверяет наличие договора перевозки и конкретизирует его условия. К. является ценной бумагой, передача которой осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчика, отправителя, получателя, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Застрахованный коносамент включает в себя страховой полис.

Большой бухгалтерский словарь

Коносамент

товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза (статья 2 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь). Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет одновременно несколько функций: расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ. Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары. Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Таможенное дело. Толковый словарь

Коносамент

1) расписка, выдаваемая агентом транспортного предприятия (обычно судна или самолета) грузоотправителю, удостоверяющая принятие груза к перевозке и содержащая обязательство перевозчика выдать груз в пункте назначения держателю К. В торговом обращении К. - важнейший юридический документ, который удостоверяет наличие договора перевозки и конкретизирует его условия. К. является ценной бумагой, передача которой осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерной К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. В К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчика, отправителя, получателя, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Застрахованный К. включает в себя страховой полис; - документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. Указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или приказу, или предъявителю, представляет собой такое обязательство;3) - товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.

Капитал. Энциклопедический словарь

Коносамент

англ. bill of lading; фр. connaissement) – документ, составленный по определенной согласованной форме и применяемый при морских перевозках грузов. Правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется с помощью положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ); нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) от 30 апр. 1999; Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, подпис. в Брюсселе 25 авг. 1924; Протокола об изменении Конвенции о коносаментах 1924, принятого в Брюсселе 23 февр. 1968; Протокола 1968 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, принятой 30 марта 1978 (Гамбургские правила 1978); Международных правил толкования торговых терминов 2000 и др. нормативно-правовых актов, а также междунар. договоров России и обычаев делового оборота. Применение норм междунар. конвенций (договоров, соглашений) обусловлено участием в них России и (или) включением этих норм в отеч. законодательство (напр., § 3 гл. 8 КТМ РФ воспроизводит осн. положения Конвенции о коносаментах 1924, в применяемых российской стороной коносаментах содержатся условия, соотв. нормам Конвенции с учетом последующих дополнений и изменений). Особенно это важно учитывать в междунар. морских перевозках по К. В практике перевозок также применяются междунар. обычаи и правила, на к-рые при оформлении К. следует обязательно делать ссылки, иначе они не имеют юридич. силы. К ним относятся: Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, правила и обычаи морских портов (имеются в каждом порту) и т.п. Конкретные нормативно-правовые акты применяют в зависимости от того, что представляет собой К.: товарораспорядит. документ на груз, на основании к-рого владельцу предоставляется возможность распоряжаться этим документом так же, как и самим грузом (залог, купля–продажа и др.); расписку о принятии груза перевозчиком на борт судна; доказательство заключения договора мор. перевозки. Согласно ст. 143 ГК РФ К. отнесен к ценным бумагам, на него распространяется действие гл. 7 ГК РФ (регламентирующей требования к ценной бумаге, субъекты прав, ею удостоверяемых, передачу прав и исполнение по ценной бумаге, ее восстановление). В п. 2 ст. 785 ГК РФ подтверждается целесообразность договора о перевозке посредством составления и выдачи отправителю груза К. или иного документа, предусмотр. соотв. трансп. уставом или кодексом. Эта отсылка к трансп. законодательству означает применение КТМ РФ, в частн., его ст. 142–149. Различают линейный и чартерный К. В линейном подробно излагаются условия договора мор. перевозки, осуществляемой по заранее определ. расписанию на судоходных линиях между определ. портами. С его помощью регулируют взаимоотношения перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза. Чартерный применяется в трамповых перевозках (англ. tramp – бродяга; трамповая перевозка – без расписания, не на линии). В этом случае чартер регулирует правоотношения перевозчика и получателя груза, а К., выдав. отправителю, служит распиской о принятии груза на борт судна, а также товарораспорядит. документом. Условия К. должны совпадать с условиями чартера, к-рый обладает приоритетом перед К. Перечень включаемых в К. данных, определяемый ст. 144 КТМ РФ, не является исчерпывающим: по соглашению сторон он может быть расширен, в него могут быть включены иные данные и оговорки. Подписанный капитаном судна К. считается подписанным от имени перевозчика. В зависимости от того, в какой момент выдан К. (до погрузки груза на борт судна или после погрузки), различают К. бортовой и небортовой. Допускается обмен небортового К. на бортовой. Это важно для банков, т.к. ст. 18 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов предусматривает, что при отсутствии в аккредитиве др. указаний К. должен подтверждать наличие груза на борту судна. КТМ РФ предусматривает три вида К. как ценных бумаг: именной, ордерный, предъявительский. Именной К. передается по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установл. для уступки требования; ордерный – по именным или бланковым передаточным надписям; предъявительский – посредством простого вручения. «Чистым» называют К. без оговорок о дефектах груза. На «чистоту» К. не влияет оговорка «качество неизвестно». Иногда применяется практика выдачи в обмен на «чистый» К. «гарантийных писем», содержащих обязательство отправителя возместить перевозчику ущерб в случае возложения на него ответственности за принятый к перевозке поврежд. груз. Оговорка «количество неизвестно», внесенная в К., не снимает с перевозчика ответственность за груз, но обязывает предъявителя К. доказать, что имела место вина перевозчика в недостаче груза, а не вина отправителя. В К. чаще всего указывается лишь характеристика внешнего вида груза (напр., «погружен во внешне хорошем виде и состоянии» – тем самым констатируется только факт внешнего осмотра перевозчиком груза без принятия обязательства доставки его в таком же состоянии). Согласно ст. 145 КТМ РФ, если в К. не указано внешнее состояние груза, считается, что оно хорошее

Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Коносамент

BILL OF LADING

Расписка, выданная перевозчиком, выступающим в качестве получателя груза, подтверждающая, что он получил перечисленные в расписке товары от указанного в ней отправителя для транспортировки в указанное место назначения указанному грузополучателю или в соответствии с приказом любого лица. Кроме выполнения роли расписки, выданной в подтверждение приема груза, и документа, при посредстве к-рого оформляется договор перевозки груза, К. выполняет функции идентификации (полное описание груза, участвующих сторон, маршрута и т. д.) и функцию информации (как источник данных для подготовки др. документов морским перевозчиком)Выступая в качестве расписки, подтверждающей получение груза (товаров), К. должен содержать такое описание груза (товаров), чтобы его можно было незамедлительно идентифицировать. Он не должен вызывать сомнение о количестве груза или указывать на его ненадлежащее состояние и (или) дефекты его упаковки, а также не должен содержать условий об ограничении ответственности перевозчика (напр., таких оговорок, как `заявленное как существующее`, `погрузка и счет грузоотправителя` и т. д. Др. словами, К. должен быть `чистым`.Выступая в качестве документа, позволяющего оформить договор перевозки, К. должен содержать подписи перевозчика или его агента и содержать указание пунктов отправки и назначения груза.Функции К. как товарораспорядительного документа, т. е. документа, к-рый подтверждает право собственности на груз, зависят от типа К. Федеральный закон о К. проводит четкое различие между именным и ордерным К. Первый указывает на то, что товары должны быть отгружены или доставлены указанному грузополучателю, и используется главным образом для перевозок внутри страны; второй определяет отгрузку товаров по приказу любого лица и используется как для внутренних, так и зарубежных перевозок. Исходя из этого, именной К. должен быть помечен как `необоротный`; такая же пометка должна содержаться и в его копии. Право собственности на товар принадлежит грузополучателю и при передаче своего права посредством индоссамента, или поставки; собственники не могут передавать правовой режим собственности больший, чем им принадлежал. Т. о., кредитор по именному К. на имя неправомерного лица лишен защиты даже в случае добросовестного кредитования и в отсутствие осведомленности о нарушении права собственности. Напротив, ордерный К. может быть оборотным, и когда он индоссирован должным образом, любой его добросовестный владелец имеет безоговорочное право на владение товарами. Т. о., ордерный К. может быть хорошим банковским обеспечением.Инциденты с правовыми последствиями по К. контролируются Федеральным законом о К., принятым 29 августа 1916 г. и вступившим в силу с 1 января 1917 г. с поправками; Законом о единой транспортной накладной (Uniform Bill of Lading Act) (дейсding Act) (действующим на территории 29 штатов и на Аляске); Федеральным законом о перевозке грузов морем 1936 г. (Federal Carriage of Goods by Sea Act), а также Законом о единообразии продаж (Uniform Sales Act) (действующим в 34 штатах, округе Колумбия и двух территориях). Закон о перевозке грузов морем содержал основное положение в отношении К. по морским перевозкам, т. е. это означало, что подобный К. подлежит регулированию на основании положений Гаагских правил (принятых на международной конференции в Гааге в 1921 г.). Авиагрузовая накладная является соглашением об отправлении и доставке между воздушным перевозчиком и грузоотправителем; если отправка груза осуществляется ж.-д. экспресс-агентством или др. экспресс-агентством, то авиагрузовая накладная выдается этим агентством. Содержание единой авиагрузовой накладной в международной торговле определяется положениями раздела III Соглашения о воздушных перевозках (Air Transportation Convention (Warsaw, 1929), к-рое было декларировано президентом США в 1934 г. В отношении грузов, отправляемых на экспорт, по перевозкам внутри страны будет выдаваться ж.-д., воздушным или автомобильным транспортным агентом для транспортировки товаров в пункт отгрузки, в то время как К. на паромные перевозки, а также трансокеанские авиагрузовые К. будут обмениваться (заменяться) на К. на перевозки внутри страны.Единообразный торгово-коммерческий кодекс, подготовленный уполномоченными по единообразным законам и Амер. институтом права и представленный для утверждения штатами начиная с 1953 г., в целом повторяет формулировки и модернизирует межштатные правила, регулирующие документы на право собственности, включая Закон о складских накладных, Закон о транспортных накладных и Закон о продажах. Статья 7 Кодекса, касающаяся складских накладных, К. и др. титульных документов, разрешает конфликты, возникающие при толковании штатами Закона о единой транспортной накладной, а Федеральный закон о К. регулирует отношения по перевозке грузов между штатами. Для того чтобы быть применимым для регулирования отношений по перевозке грузов в заграничном сообщении и между штатами, Кодекс должен быть введен в действие на федеральном уровне.Единые межштатные накладные на отгрузку товаров по ж. д. предписаны Комиссией по торговле между штатами, напр., единая накладная для внутренних перевозок, единая экспортная и единая накладная на перевозку скота. Эти формы, соответствующие требованиям Федерального закона о транспортной накладной, в свою очередь повлияли на формы штатных накладных, применяемых для межштатных перевозок. Гос. К. предписаны гос. стандартными формами для коммерческих перевозок гос. учреждениям в случаях, когда гос-во оплачивает расходы по фрахту. Обязательства судоходных компаний в соответствии с К. на перевозку грузов, в соответствии с международной торговлей, а не торговлей внутри страны, регулируются Федеральным законом о перевозке грузов морем. Отношения по речным перевозкам грузов относятся к юрисдикции Комиссии по торговле между штатами и регулируются Законом о торговле между штатами, касающимся обязательств по перевозке. Поправка Кармака (1906) (Carmack Amendment) и Поправка Камминза (Cummins Amendment) (1915-1916). В связи с законодательством правовой статус публичных перевозчиков определяется нормативами предельного права в отношении обязательств, ответственность по к-рым ограничивается в размере, устанавливаемом судом. На Седьмом Конгрессе международной торговой палаты в 1938 г. нормативные правила по документарным аккредитивам, к-рые соблюдаются отделами международных операций амер. банков, были приняты представителями США и 12 др. стран.Прежде чем принять К. в качестве обеспечения обязательства, необходимо тщательно рассмотреть следующие элементы К.:1) дата, к-рая должна быть достаточно близкой к текущему моменту, чтобы не создалось впечатление, что товар уже был доставлен (накладная не должна `устареть` - датирование прошедшим числом может вызвать подозрение в мошенничестве);2) имя выдавшего документ перевозчика, к-рый должен быть ответственной ж.-д., авиатранспортной или судоходной компанией;3) пункты отправления и назначения груза;4) имена грузоотправителя и грузополучателя (в ордерном К. имена этих сторон могут быть те же самые, и в таком случае грузоотправитель должен сделать индоссамент на бланке или специальный индоссамент, для того чтобы передать право собственности его держателю);5) описание груза, к-рое должно быть ясным и соответствовать, в случае морского К., связанным с ним документам, напр. счету-фактуре продавца, свидетельству о происхождении товара, консульскому документу, свидетельству о весе и досмотре и т. д.;6) нахождение груза в партиях, к-рый, будучи определен как партия груза, должен быть полностью укомплектован, будь то две, три или четыре партии;7) обязательство перевозчика, к-рое должно быть четко определено с целью определения ограничений по нему. В Юр. словаре Блэка (Black`s Law dictionary) содержатся следующие термины, относящиеся к К.Бортовой коносамент (On board bill). К., свидетельствующий о том, что погрузка завершена.Коносамент на доставку за рубеж (Overseas bill). В случае, если запродажный контракт предусматривает поставку за рубеж и содержит условия СИФ (C.I.F.), или С и Ф (C. & F.), или ФОБ (F.O.B.), продавец, если не имеется др. договоренностей, должен получить оборотный К., подтверждающий, что товары были погружены на борт или, как в случае условия СИФ, С и Ф, или ФОБ, получены для погрузки раздел 2-323(1).Коносамент на определенное лицо (Straight bill). К., в к-ром указано, что груз доставляется указанному лицу.Коносамент с оговорками (нечистый коносамент) (Foul bill). К., содержащий указание на то, что полученные перевозчиком товары имели дефекты.Накладные в комплекте (Bills in a set). Серия К., каждый из к-рых имеет свой номер, удостоверяющий тот факт, что какой-либо К. имеет силу при условии, что груз не был доставлен по др. накладной (раздел 7-304 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).Морской коносамент (Ocean bill). Оборотный К., применяемый при морских перевозках.Оборотный коносамент (Negotiable bill). К., к-рый по своим условиям предполагает доставку груза предъявителю, или по приказу поименованных лиц, или по распоряжениям, признаваемым во внешней торговле, если груз направляется к поименованным лицам или назначенным лицам.Общее право (Common Law). Письменное подтверждение договора перевозки груза морем и доставки груза за соответствующий фрахт. Письменный меморандум, выдаваемый лицом, управляющим торговым судном, подтверждающий принятие на борт судна товаров в надлежащем состоянии, к-рое он совершает, с учетом уплаты фрахта, для доставки этих товаров в полной исправности (за исключением опасностей моря) в указанное место грузополучателю, указанному в накладной, или лицу, им назначенному.Ордерный коносамент (Order bill). К., в к-ром указывается, что товары доставляются по приказу любого лица, вписанного в него.Сквозной коносамент (Through bill). К., по к-рому ж. д. заключает договор на перевозку вагонных партий груза за пределы ж. д. на определенное расстояние, а также на доставку того же самого груза к соприкасающимся линиям для доставки к месту назначения по фиксированной ставке платы за вагонную партию груза соразмерно всему расстоянию. Выражает действия, к-рые должны быть частично осуществлены лицами, выступающими в качестве агента отправителя (раздел 7-302 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).Чистая накладная (Clean bill). Накладная, не содержащая никаких оговорок, относящихся к положениям К.БИБЛИОГРАФИЯ:AMERICAN LAW INSTITUTE. Uniform Commercial Code, Articles 2 ad 7. International. Chamber of Commerce. Incoterms, 1980 rev.. Uniform Customs and Practice for Documentary Credits, Publication No. 290, 1974 rev.

Энциклопедия банковского дела и финансов