естественное продолжение под водой сухопутной территории страны. Международно-правовое понятие "К.ш." охватывает морское дно и недра только тех подводных районов, которые простираются за пределы территориального моря государства до 200 морских миль от линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря, либо за этим пределом до внешней границы К.ш., рассчитываемой в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76). Подводные районы в пределах территориального моря, являясь К.ш.в геологическом смысле, с юридической точки зрения к понятию К.ш. не относятся. Далее, согласно международному праву, определяется только К.ш., прилегающий к материковому побережью государства, а также К.ш. островов. Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют К.ш. в юридическом смысле, независимо от реальной геологической ситуации (ст. 121 Конвенции ООН 1982 г.). Поскольку К.ш. не входит в государственную территорию, суверенитет прибрежного государства на него не распространяется, но оно осуществляет над К.ш. суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Такие права являются исключительными: даже если прибрежное государство, его юридические, физические лица не производят разведку шельфа, не разрабатывают природные ресурсы, то другие государства не вправе делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Законодательство ряда прибрежных государств предусматривает право собственности над природными ресурсами К.ш. прибрежного государства. К таким ресурсам относятся: а) минеральные и другие неживые ресурсы, в том числе нефть и газ; б) живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", т.е. организмам, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Хотя международное право специально предусматривает регулирование прибрежным государством только бурильных работ на К.ш. (ст. 81 Конвенции ООН 1982 г.), практика пошла по пути расширения регулирующих прерогатив прибрежного государства в целях реализации его суверенных прав над К.ш. Вместе с тем прибрежное государство не может препятствовать реализации права любого другого государства прокладывать на К.ш. подводные кабели и трубопроводы, поддерживать их в исправном состоянии. При этом, однако, трасса для прокладки кабелей и трубопроводов определяется только с согласия прибрежного государства, а любое другое государство обязано соблюдать разумные меры прибрежного государства, применяемые им в целях разведки К.ш., разработки его природных ресурсов, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание на К.ш., эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений для экономических целей. Независимо от вещных прав (в том числе собственности) на такие искусственные острова, установки, сооружения, только прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над ними, в том числе в отношении таможенных, санитарных, иммиграционных законов и правил, а также касающихся безопасности.