КОРПОРАЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ
корпорации, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны.
корпорации, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны.
крупнейшие организации в сфере международного бизнеса, где капитал головной компании принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.
ТНК) - крупнейшие частнокапиталистические монополии с широкой сетью филиалов и отделений в различных странах мира или союзы фирм разной национальной принадлежности.
ТНК
(MULTINATIONAL CORPORATIONS - MNC). Как правило, под этим названием фигурируют гигантские компании, занятые в производстве или торговле и являющиеся действительно транснациональными по размаху своей деятельности и, как утверждается, международными по своей политике и воззрениям в отличие от нац. компаний, к-рые в своих операциях ограничены определенными странами и ставят во главу угла нац. интересы и политикуТочка зрения Госдепартамента США заключается в том, что хотя отдельные аспекты поведения ТНК по отношению к развивающимся гос-вам и заслуживают критики, необходимо признать их положительный вклад в развитие международной торговли и инвестиций. Напротив, некоторые развивающиеся страны, по-видимому, полагают, что отношения между ТНК и гос-вами, где они действуют, носят антагонистический характер, причем экон. мощь первых противостоит якобы уступающему ей политическому суверенитету вторых. Некоторые развивающиеся гос-ва полагают необходимым изменить существующую систему т. о., чтобы усилить позиции, с к-рых они могли бы вести торг с ТНК, и увеличить их долю доходов от международных инвестиций.Политика Соединенных Штатов. Как указывает Госдепартамент США, позиция этой страны в течение длительного времени заключается в том, что наиболее эффективное приложение ресурсов обеспечивается открытой международной экон. системой, свободной от вмешательства со стороны правительств. Поэтому принципиальный подход США к проблеме международных инвестиций предполагает, что правительство не поощряет импорт или экспорт капитала и не препятствует им: `Мы уважаем право каждой страны определять климат, создаваемый ею для ин. инвестиций в пределах своих границ, хотя либеральный и стабильный климат в этом отношении, несомненно, способствует перетеканию капиталов и технологий в международном масштабе`.Более того, Госдепартамент в своих политических рекомендациях подчеркивает, что Соединенные Штаты выступают за разработку принципов поведения как для правительств, так и для ТНК. Это позволило бы подтвердить положительные формы, найденные правительствами и компаниями в их деятельности, помочь налаживанию взаимодействия между ними и ограничить одностороннее вмешательство гос-ва в проблемы инвестирования. Кроме того, удалось бы смягчить конфликты, возникающие в этой сфере между правительствами, и тем самым способствовать упрочению либерального климата для международных прямых инвестиций. Соединенные Штаты, как полагает Госдепартамент, могли бы поддержать основные принципы или Кодекс поведения для ТНК, к-рые носили бы добровольный характер, не были бы дискриминационными в отношении ТНК в пользу чисто нац. предпринимательства, равномерно распределяли бы ответственность между правительствами и ТНК, наконец, относились ко всем предприятиям независимо от того, являются ли они частными,и они частными, гос. или смешанными.Международная деятельность. Многие международные организации уделяют внимание проблемам, связанным с деятельностью ТНК, но наиболее важная роль в этом отношении принадлежит Организации экон. сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда.Организация экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала основные принципы деятельности ТНК в качестве части более широкой проблемы подхода к вопросам инвестирования. В июне 1976 г. министры стран, входящих в ОЭСР, подписали Декларацию о международных инвестициях и транснациональных компаниях, включавшую в себя следующие элементы:1. Подтверждение позиции стран - членов ОЭСР, заключающейся в том, что либеральный международный инвестиционный климат совпадает с их общими интересами.2. Договоренность о том, что страны - члены ОЭСР будут практиковать равный подход к предприятиям, контролируемым ин. и нац. капиталом.3. Решение осуществлять взаимное сотрудничество с целью избегать ситуаций, когда одни страны привлекали или отвергали бы те или иные ин. вложения в ущерб др. гос-вам.4. Добровольное принятие некоторых принципов добропорядочного ведения деловых операций, к-рые министры коллективно рекомендовали ТНК, действующим на территории их стран.5. Договоренность о взаимных консультациях по каждому из вышеперечисленных пунктов.ОЭСР периодически официально рассматривает принципы поведения, рекомендованные ТНК, и др. пункты декларации с точки зрения внесения возможных изменений. Комитет ОЭСР по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Совет министров стран - членов этой организации в июне 1979 г. вновь обсудил и подтвердил указанные принципы.В рамках ООН этими проблемами занимаются преимущественно Комиссия по транснациональным корпорациям и связанный с нею Центр по вопросам ТНК. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала 22 апреля 1980 г. совместно согласованные Справедливые принципы и правила контроля над ограничительной деловой практикой. Комиссия ЮНКТАД по транснациональным корпорациям через свою Рабочую межправительственную группу по кодексу поведения для ТНК провела серию переговоров, имевших целью претворить в жизнь предлагавшийся ею Кодекс для ТНК. Политика Соединенных Штатов состояла в том, что в этом кодексе недостаточно ясно обозначен его добровольный характер (как этого требуют принципы ОЭСР), в нем нет многих важных определений, а остальные не всегда достаточно четки, и отсутствует пункт о недопущении дискриминации при применении этого кодекса. Последнее соображение высказывалось, в частности, представителями социалистических гос-в, настаивавших на том, что кодекс должен распространяться и на предприятия, находящиеся в собственности или под контролем гос-ва.Международная организация труда (МОТ), по мнению Госдепартамента США, достигла, подобно ОЭСР, значительного прогресса, что выразилось в `Тройственной декларации о принципах`, касающейся ТНК и социальной политики. Работа над декларацией была завершена в апреле 1977 г., и в том же месяце она была одобрена Трехсторонним консультативным комитетом, за чем последовало ее утверждение Административным советом МОТ в ноябре 1977 г. Декларация последовательно защищает право на объединение в союзы и право на равное обращение со стороны работодателей, а также включает в себя некоторые из принципов, провозглашенных ОЭСР. Вслед за этим США вступили в МОТ и впоследствии выступали за включение этой декларации в выработанный ООН кодекс с тем, чтобы она применялась в подходе к вопросам занятости и отношений на производстве.Противозаконные выплаты. Проблема противозаконных выплат играет немалую роль в спорах по поводу деятельности ТНК. В Соединенных Штатах Закон о внешней коррупции 1977 г. ввел строгие юр. ограничения в отношении всех противозаконных платежей в связи с операциями в области международной торговли и инвестиций. По инициативе США Экон. и социальный совет ООН в августе 1976 г. создал группу экспертов для разработки соответствующего международного соглашения (Специальная рабочая межправительственная группа по проблеме злоупотреблений).Декларация ОЭСР также содержала упоминание о взяточничестве `или др. недостойных способах прямого или косвенного извлечения выгоды лицами, занимающими гос. должности`, в связи с международной торговлей или инвестициями. Международная торговая палата, частная организация предпринимателей, 29 ноября 1979 г. также приняла документ `Вымогательство и взяточничество в деловых операциях`, предложив свои `Правила поведения в интересах борьбы против вымогательства и взяточничества`.Резюме. Дебаты относительно роли и практической деятельности ТНК стали в последнее время значительно менее ожесточенными. Развивающиеся гос-ва, в т. ч. и новые индустриальные страны (НИС), сами создают ТНК, примерами к-рых могут служить фирмы, основанные ОПЕК (Organization Petroleum Exporting Countries - OPEC) в странах с низкими ставками налогообложения, а также в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Гонконге, Индии, Республике Корея, Перу, на Филиппинах, в Сингапуре и на Тайване, с целью стимулирования экспорта и инвестирования капитала за рубежом. Т. о., хотя частные ТНК остаются весьма существенным фактором в мировой торговле и инвестициях, их восприятие в качестве так называемой угрозы суверенитету принимающих стран уступило место разумным ограничениям, а заодно стал более умеренным и фаворитизм в отношении нац. фирм.После второй мировой войны масштабы деятельности ТНК существенно возросли, более совершенными стали ее методы и она приобрела новые формы. Теперь фирмы очень часто делают прямые инвестиции в полный производственный цикл в др. стране вместо того, чтобы приобретать там ресурсы или продавать готовые изделия. Многие компании стали корпорациями мирового масштаба, действуя одновременно в ряде стран и контролируя все фазы производства и сбыта - от добычи сырья и изготовления продукции до маркетинга и доставки товаров потребителям в любую точку света.Эволюция функций ТНК значительно усилила взаимосвязь стран в экон. и политической областях. В большинстве случаев ТНК пользуются свободой в том, что касается поиска возможностей извлечения прибыли и размещения своих ресурсов за пределами гос. границ. Т. о., в их власти делать займы на рынке капиталов в одной стране для финансирования расширения своей деятельности в др. или перебрасывать продукцию и рабочую силу из одной дочерней компании в другую.В погоне за прибылью, осуществляемой во всемирном масштабе, ТНК нередко выступают вразрез с целями тех гос-в, где они действуют. Иногда эти страны хотят, чтобы действующие на их территории ТНК производили здесь более значительную часть своей продукции, использовали больше местной рабочей силы и больше экспортировали. В то же время эти требования могут противоречить глобальной стратегии данной корпорации, направленной на получение наибольшей прибыли. В таких случаях возникает политическая напряженность, и нац. гос-ва порой устанавливают определенную степень контроля за деятельностью ТНК. И все же, несмотря на эти неизбежные осложнения, ТНК стали важной силой, способствующей глобальной экон. интеграции.БИБЛИОГРАФИЯ:BELKAOUI, A. International Accounting: Issues and Solutions, 1985.BORNER, S. Internationalization of Business, 1986.BUCKLEY, P. S. The Theory of the Multinational Enterprise, 1987.EDGE, A. G. The Multinational Management Game, 1989.GRAHAM, J. International Business Negotiations, 1988.