КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
Проявляется как противоречие, несоответствие существующего социального статуса человека или группы требованиям изменившейся социальной ситуации. Основным показателем является неспособность принять новую роль, которая предписывается внешними обстоятельствами, либо, приняв ее, адаптироваться к ней. Можно выделить наиболее общие характерные для этого состояния признаки: неадекватность самооценки; утрата перспективы; рост пессимизма; изменение социальной активности; появление бескомпромиссных суждений и социально-агрессивного поведения; повышенный интерес к метафизическим и иррациональным проблемам и др. Сам термин «кризис идентичности» введен в научный обиход профессором Гарвардского университета Эриком Хомбургером Эриксоном / Е.Н. Erikson [ 1902-1992] в процессе исследований «военных неврозов» у моряков-подводников. ПРИМЕР. Пол Фасселл из Пенсильванского университета отметил, что: «...одержимость спортивными зрелищами является отличительной чертой рабочего класса по двум причинам: Первая - это необходимость идентифицировать себя с победителем, необходимость прыгать и кричать: «Мы первые!», показывая всем указательный палец. Один хоккеист говорит: «Весь смысл профессиональной игры в победе. Это наш товар. Мы продаем ее огромному числу людей, которые в обычной жизни отнюдь не являются победителями»... Помимо этой возможности греться в лучах чужого успеха, спорт привлекает пролетариев и средний класс тем, что он санкционирует педантизм, догматизм, протоколирование, секретные знания и псевдоученость того сорта, который обычно ассоциируется с «принимающими решения» или «управленческими», или «формирующими общественное мнение» классами. Матчи Мировой серии или Суперкубка дают каждому человеку шанс... на минуту принять позу педанта, впечатляющего весь бар своей эрудицией, и в течение короткого сезона имитировать высшие классы с их авторитетными заявлениями и информированностью... Если пролетарий не знает, что вызывает колебания курса акций компании Union Carbid, в качестве знатока «острых моментов игры» он может сделать вид, будто ему известно, почему «Чарджерсы» или «Доджерсы» должны на этот раз выиграть или проиграть - таким образом удовлетворяется мощная внутренняя потребность». Paul Fussell, Class: A Guide Through the American Status System. New York: Summit, 1983, p. 115. Экспериментальный невроз