МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОНДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
структурные фонды и другие целевые фонды ЕС, предназначенные для финансирования мероприятий, связанных с проведением Европейским Союзом активной социальной и региональной политики (обеспечение «гармоничного развития», «укрепление социально-экономического сплочения», «сокращение разрыва между уровнями развития различных регионов», уменьшение «отставания регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы»). К ним относятся: Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ЕФОГА, начал действовать с 1 июля 1964), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, основан в 1975), Европейский социальный фонд (ЕСФ, функционирует с 1960), Фонд сплочения (образован в 1993 после принятия Маастрихтского договора); Фонд (финансовый инструмент) содействия рыболовству (ФСР, действует с 1994); Европейский фонд улучшения условий жизни и труда; Европейский фонд профессиональной подготовки (1990). Все фонды явились результатом углубления экономич. интеграции стран ЕС, итогом к-рой стало не только введение единой европейской валюты, но и значит. увеличение в бюдж. сфере доли расходов на регион. и соц. политику. ЕФОГА структурно разделен на две части: одна связана с финансированием мероприятий, обусловл. проведением общей сельскохоз. политики (ОСХП, принятый в 1962); другая – конкретных мероприятий в сфере с. хоз-ва. Осн. финанс. ресурсы на проведение ОСХП выделяются Секции поддержки и гарантий (в 70-е гг. свыше 90%, в 1996 около 50% всех ассигнований по фонду ЕФОГА). В бюджете ЕС ресурсы для этой Секции приводятся в отд. статье. Они используются для регулирования цен и поддержания уровня фермерских доходов. Проведение структурной политики ЕС в сфере с. хоз-ва финансируется через Секцию ориентации сельского хозяйства в рамках ассигнований на структурные фонды. ЕФРР является финанс. инструментом поддержки регион. политики ЕС. Гл. его задача – снижение диспропорций в развитии отд. регионов государств-членов ЕС. При распределении ресурсов приоритетными считаются программы, охватывающие территорию неск. стран. Наибольшее внимание уделяется периферийным и депрессивным регионам. ЕСФ (как финансовый инструмент социальной политики ЕС) призван оказывать помощь представителям определ. профессий и отраслей, районам, сталкивающимся с трудностями в ходе перестройки пром-сти в рамках ЕС. Ресурсы ЕСФ используются для осуществления программ сокращения безработицы (в частн., структурной, связ. с участием страны в ЕС), преодоления соц. отторжения, гармонизации семейной и профессиональной жизни женщин. Видное место в деятельности ЕСФ занимают вопросы создания поисковоинформац. систем, позволяющих отслеживать наличие незанятых рабочих мест, финансирования профессионального обучения. В отличие от структурных фондов Фонд сплочения как финансовый инструмент политики создан для софинансирования и реализации конкретных проектов в области защиты окружающей среды и развития транспорта (трансевропейских сетей) в отстающих странах, имеющих ВВП на душу населения ниже 90% среднего по ЕС уровня (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Очередность осуществления проектов определяется совместно Европейской комиссией и государствами-членами ЕС. Средства, выделяемые из этого фонда, составляют 80–85% всего гос. капитала, необходимого для реализации проектов в отмеченных сферах. Комиссия ЕС считает, что в принципе не менее 50% средств из Фонда сплочения должно направляться на выполнение экологич. проектов, что отвечает общим целям и задачам политики ЕС в области окружающей среды. Фонд содействия рыболовству как особый финансовый инструмент был создан для финанс. поддержки мероприятий, направл. на повышение конкурентоспособности рыболовной пром-сти стран ЕС. В 80-х и 90-х гг. был предпринят ряд шагов для реформирования структурных фондов с целью усиления программного подхода и достижения большей концентрации ресурсов, направляемых на реализацию программ развития. В бюджете ЕС ассигнования на структурные фонды приводятся большей частью по целевому назначению (т.н. направлениям). В 1994–99 было 6 таких направлений, на период 2000–06 их кол-во сокращено до 3. В рамках направлений выделяемые ресурсы будут использоваться для развития отстающих и арктических регионов, проведения структурных преобразований в экономике с целью сближения уровней социально-экономич. развития, улучшения занятости, повышения качества образования и профессиональной подготовки. Этот метод позволяет производить адресное использование средств бюджета и уменьшает возможность нецелевого использования выделяемых ресурсов. В бюджете ЕС 2000 на структурные фонды были выделены след. ресурсы: (млн евро) ЕФОГА. Секция ориентации с. хоз-ва 2 634 ЕФРР 15 855 ЕСФ 9 220 ФСР 567 ВСЕГО 28 276 Коммун. инициативы 1 198 ИТОГО 29 474 Источник: Рассчитано по: Official Journal of the European Communities. Vol. 43. 14 February 2000. – P. 716–726. С учетом средств, направляемых в ЕФОГА по линии Секции поддержки и гарантий, общий объем ресурсов этого фонда на 2000 запланирован в размере свыше 44 млрд евро. Помимо средств структурных фондов в Фонд сплочения выделено 2659 млн евро. Структурные фонды и Фонд сплочения – важнейшие инструменты проведения согласов. экономич. политики в жизненно важных областях деятельности ЕС. Практика показала, что серьезные противоречия, имеющие место при определении принципов формирования фондов и распределения направляемых в них ресурсов, не являются непреодолимым препятствием на пути к более глубокой интеграции экономик стран-членов ЕС