МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ
международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее.
международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее.
состязательный порядок заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель или заказчик объявляет конкурс для продавцов или подрядчиков, включая иностранных, на товары или услуги и подписывает контракт с тем из них, который предлагает более выгодные условия. Эти торги, которые еще называют тендерными, бывают открытыми и закрытыми. Когда тендерные комитеты до торгов объявляют о составе участников и предложенных ими условиях, торги называются гласными. При негласных торгах эти данные не сообщаются, а результаты объявляются победителю конфиденциально.
англ. international bid) – 1) конкурентная форма одного из методов размещения на мировом рынке крупных заказов на закупку товаров или привлечения подрядчиков для выполнения работ и услуг, условия которых объявляются заранее; заключение сделок купли-продажи или договоров подряда на конкурсной основе с контрагентами различных стран, предложившими наиболее выгодные условия; 2) система обеспечения заказчику выгодных коммерческих условий, оптимальных сроков выполнения работ или оказания услуг, позволяющая привлечь конкурентоспособных международных поставщиков или подрядчиков. Значит. число контрактов в международной торговле заключается в результате проведения Т.м. путем объявления тендеров. Суть различий в том, что на Т.м. выбор подрядчика (поставщика) происходит публично; при проведении тендера – без приглашения участников. Жесткий регламент и единообразные требования ко всем оферентам (см. Оферта) позволяют избегать злоупотреблений со стороны участников Т.м. С точки зрения заказчика, Т.м. обладают рядом достоинств: минимизируется цена; расширяется представление о круге потенциальных контрагентов; повышается уровень гарантий от заключения сделки с недобросовестным продавцом или подрядчиком. Законодат. оформление процедуры публичных торгов в России относится к середине XVII в., когда были введены «поручные записи». Публичные торги стали эффективной мерой пресечения злоупотреблений должностными лицами и сговоров подрядчиков в определении условий и цены исполнения прежде всего гос. заказов. В «Регламенте об управлении адмиралтейством и верфью», утвержд. Императором Петром I в 1722, определялся комплекс требований к порядку проведения подрядов. К началу XIX в. в мировой практике сложились единообразные требования к Т.м.: публичное оповещение о предстоящих торгах; представление коммерч. предложений в запечатанных конвертах; публичное оглашение победителя Т.м., его условий и цены. В то же время в источниках международно-правового регулирования Т.м. имеются определ. расхождения. Так, в документах ГАТТ (см. Всемирная торговая организация) упоминаются три вида Т.м.: открытые, в к-рых принимают участие заинтересов. поставщики; «с отбором участников», в к-рых участвуют лишь приглашенные поставщики; единичные. В документах ЕС Т.м. подразделяют на: открытые; ограниченные, к к-рым допускаются только участники, приглаш. организаторами; «процедуры с предварительным конкурсным отбором» оферентов; «процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора», т.е. вступление в Т.м. с предпринимателем, выбр. заказчиком. Виды Т.м. выбирают исходя из мотивов, целей и статуса заказчика. Открытые Т.м. привлекают большое число участников. В закрытых участвует огранич. число фирм и консорциумов, в технич. уровне и надежности к-рых устроители Т.м. достаточно уверены и к к-рым обратился заказчик. При гласных Т.м. тендерный комитет извещает общественность о том, какая фирма получила заказ, с указанием его объемов и общей суммы контракта. Т.м. негласные – это торги, при к-рых тендерные комитеты не проводят вскрытия предложений в присутствии участников Т.м. и не публикуют сведений о том, какая фирма стала победителем конкурса. Единичные торги проводятся при наличии одного оферента (обладателя «ноу-хау», лицензии или патента) для выполнения специализир. поставок или работ. Торги, являясь разновидностью сделки с использованием механизма оферты и акцепта, в отличие от двусторонних сделок, где для их совершения необходимы и достаточны эти два акта, включают четыре этапа с соотв. им документами. На 1-м этапе тендерный комитет уведомляет потенциальных участников об открытии (назначении) Т.м. и предлагает документ, называемый по-разному: «приглашение к торгам», «предложение указать свою цену», «тендерная спецификация» или «тендерная документация». На 2-м этапе претенденты представляют заказчику свои предложения, именуемые «тендер» или «оферта», к-рые направляются в запечат. виде по определ. адресу и регистрируются организаторами Т.м. Подача заявки сопровождается представлением документа, подтверждающего внесение в банк страны-организатора Т.м. залога «серьезности предложения». Определение победителя – 3-й этап Т.м., что отражается в протоколе тендерного комитета и ведет к дальнейшим переговорам между заказчиком и оферентом. На 4-м этапе заключается формальная сделка и подписывается контракт. Одновременно с этим подрядчик (поставщик) предоставляет заказчику гарантию (англ. performance bond) в размере 5-10% стоимости контракта и – в случае необходимости – авансовую гарантию в размере суммы аванса. Единичные и групповые оференты не всегда способны выполнить все контрактные обязательства и выступают в роли генер. подрядчика. Правильный выбор субподрядчиков приобрел немаловажное значение для победы в Т.м. Такой выбор производится путем проведения вторичных Т.м. оферентом. Субподрядчики могут передавать часть своих обязательств др. фирмам, объявив третичные Т.м. Одним из главных действующих лиц тендерного соревнования ввиду больших стоимостных объемов заказов выступают финансирующие выполнение заказа финанс. ин-ты, к-рые в значит. мере и определяют исход конкурентной борьбы. Если источник финансирования до Т.м. не найден, оферта заказчика включает пункт о сопровождении оферты участников Т.м. условиями финансирования, определяемыми потенциалом банков и правительств. финанс. ин-тов страны происхождения оферента. Заказчик должен владеть необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться и(или) пользоваться ими в определ. контрактом период. Практика оказания безвозмездной помощи и льготных гос. кредитов в покрытие части или всей стоимости объектов Т.м. привела к особой их разновидности – Т.м. с участием оферентов только из стран происхождения льготных кредитов (см. Кредит с государственной поддержкой). Правила и порядок проведения Т.м. в России регламентируются Положением о подрядах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ (апр. 1993).