расчетный объем доходов и расходов, принимаемый за основу при определении показателей бюджетного регулирования на очередной финансовый год, в ходе которого с помощью вышестоящих уровней бюджетной системы бюджеты нижестоящего уровня должны балансироваться в пределах необходимого минимума расходов. В быв. СССР в условиях централиз. плановой экономики бюдж. регулирование осуществлялось исходя из концепции М.б. на основе действовавшей системы минимальных соц. (в натуральном выражении) и финанс. норм и нормативов. Нормативы отчислений, утверждавшиеся нижестоящим бюджетам от регулирующих доходов, дотации, субвенции применялись исходя из прогнозируемых на планируемый год доходов и расходов, исчисляемых с ориентацией на эту систему. Такие нормы и нормативы отражали единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-коммун., соц. и др. услугами в расчете на соответств. расчетную единицу (на одного жителя, на одного учащегося, на одну больничную койку и т.д.). Содержание и порядок расчета М.б. в России впервые были законодательно зафиксированы в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», принятом 15 апр. 1993 (с введением в действие Бюджетного кодекса РФ с 2000 действие этого закона прекращено). В Законе предусматривалось, что расходная часть миним. бюджета определяется: а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшест. планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванных: согласованной с вышестоящими органами власти суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюдж. финансированию; решениями вышестоящих органов власти об изменении соц. и финанс. норм и нормативов; изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнит. органов власти, осуществляемых в установл. порядке; б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития. Доходная часть М.б. должна была полностью покрывать перечислен. суммы затрат. В мировой практике территориальные бюджеты по текущим расходам подлежат утверждению без дефицита, а по бюджету развития допускается дефицит, покрываемый заемными средствами бюджетов. Этот же порядок предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ. В Бюджетном кодексе РФ понятие М.б. отсутствует, поскольку с переходом в 1994 к определению нормативно-долевых дотаций (трансфертов) на формализованной основе в бюдж. регулировании произошел отход от «прямого счета» М.б. на базе системы миним. соц. и финанс. норм и нормативов. В то же время в РФ немало экономистов, настаивающих на том, чтобы вернуться к балансированию сверху тер. бюджетов на основе указ. норм и нормативов, обеспечивающих соблюдение на всей территории России государственных минимальных социальных стандартов. Ряд экономистов считает, что в рыночной экономике нормы затрат в межбюджетных отношениях могут применяться избирательно, а бюдж. регулирование не должно сводиться к балансированию сверху каждого бюджета, что является задачей, прежде всего, самих органов власти соответств. уровня. При этом исходят из того, что следует ориентироваться на выравнивание приведенных в сопоставимые условия душевых налоговых доходов бюджетов тер. образований, где они ниже уровня, принимаемого за минимально необходимый, с учетом возможностей бюджета вышестоящего уровня