федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания были приведены в ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики — предприятия, организации, учреждения, предприниматели, не являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные обособленные подразделения организаций, предприятий и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (порядок уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов в связи с введением НК определен в письме МНС от 2 марта 1999 г.№ВГ-6-18/151).
Объект налогообложения — выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налоговая ставка — 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчислялся отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачислялись: в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 0,5%; в территориальные дорожные фонды по ставке 2%. Налог перечислялся каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов. Налоговые льготы. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. От уплаты налога освобождались: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимавшиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов; предприятия, осуществлявшие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являвшихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности; иностранные и российские юридические лица, привлекавшиеся на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществлявшихся за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставлявшихся международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (перечень юридических лиц, которые освобождались от уплаты налога, определялся Правительством РФ); органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ; плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).
От уплаты налога освобождались российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, заключенным сторонами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции, при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу указанного Федерального закона, применялись условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включали в налоговую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ). Указанные организации не включали в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Порядок применения налога на пользователей автомобильных дорог был установлен в письме ГНС от 21 декабря 1992 г. № ВГ-6-15/448. Данный налог был отменен в связи с введением с 1 января 2003 г. транспортного налога. Статья 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» была исключена Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№110-ФЗ.