НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ
корпораций – дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленную нормой прибыль.
корпораций – дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленную нормой прибыль.
разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущность налога - ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.
прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения — часть прибыли юридических лиц (корпораций) и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3—4 года). Впервые введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.) и царской России (1916 г.). Налог использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943—1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли, в Великобритании в 1939—1945 гг. — 100%. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения — прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.
EXCESS PROFITS TAX
В ноябре 1950 г. президент в своем послании Конгрессу потребовал немедленного восстановления с 1 июля 1950 г. Н.нас. корпораций, получающих доход в размере 4 млрд дол. путем взимания Н.нас. корпораций, резко увеличившуюся благодаря Корейской войне. Вступивший в силу 3 января 1951 г. Закон о Н.нас. 1950 г. установил налог в размере 30% на прибыль корпораций, превышающую 85% от средней величины самой высокой прибыли, полученной за базисный период 1946-1949 гг. Этот налог должен был взиматься в течение 3 лет - с июля 1950 г. по 30 июня 1953 г. Законом предусматривались налоговые льготы на инвестированный капитал и рост, а также автоматическое освобождение, основанное на отраслевых показателях нормы прибылиЗакон о доходах 1951 г., вступивший в силу с 1 июля 1951 г., внес изменения в ставку Н.нас., снизив ее с 85 до 83%, однако вместе с тем предусмотрел специальные льготы для относительно молодых корпораций, прибыль к-рых за базовый период была низкой. Суммы обычного налога, добавочного подоходного налога и налога на сверхприбыль были ограничены максимальным размером действующей ставки в 52% за 1950 календарный год и 62% за 1951 и последующие годы. Максимальная ставка Н.нас. корпораций за 1951 календарный год составила 17,25% чистой сверхприбыли, а за налоговые годы, начиная с 31 марта 1951 г., максимальная ставка составляла 18%.В 1953 г. действие Закона о Н.нас. с внесенными в него изменениями было продлено до 31 декабря 1953 г.Закон о Н.нас. направлен на перевод в гос. казну прибыли, полученной сверх обусловленной нормы в результате войны; однако благодаря значительным льготам он может затронуть и не связанную с войной прибыль. Обеспечить справедливое применение данного закона было весьма сложно, особенно корпорациям, доходы к-рых невелики. Управление применением данного закона связано со значительными расходами, и в связи с этим чистые поступления от данного налога обычно меньше ожидаемых.
англ. excess profit tax) – разновидность чрезвычайных налогов. Как правило, он взимается в периоды острого бюджетного дефицита. Налог носит ярко выраженный фискальный характер и служит одним из инструментов восполнения недостающих финансовых ресурсов. Его экономическое значение – дестимулирование роста высоких прибылей олигополий и монополий. Плательщиками налогов выступают юридич. лица (корпорации), осуществляющие коммерч. деятельность на территории страны. Объект обложения – «сверхприбыль», т.е. часть прибыли, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80–100%. Исторически сложились два метода расчета Н. на с.: процентный и нормативный. При процентном методе ставка налога устанавливается к величине капитала (к-рым может выступать заемный, акционерный или основной капитал). Применение нормативного метода означает, что процентная ставка установлена к величине разности между фактически полученной и нормальной прибылью (под нормальной прибылью понимается ее средний уровень, сложившийся за предшествующие 3–4 года). Н. на с. впервые был введен в Великобритании в 1915. Впоследствии он был использован рядом стран (США, Германия, Япония) и активно применялся в годы 2-й мировой войны. Так, в США в 1943–45 гг. Н. на с. взимался по ставке 80% и рассчитывался нормативным методом. В Великобритании применялись оба метода исчисления, при этом ставка налога на заемный капитал составляла 6%, а налог на превышение фактической прибыли над нормальной достигал 100%. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Напр., в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951–54) налог взимался с акц. капитала по ставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950– 53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82%, а сам налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений. В налоговых системах развитых стран конца ХХ в. Н. на с. не существует, но в то же время имеют место т.н. специальные налоги на прибыль. Они вводятся на определ. период или с определ. целью и являются дополнит. источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный Н. на с.). Так, в США в составе корпорационного налога взимается т.н. «дополнительный налог с высоких прибылей» (supplementary tax) по ставке 5%. В Великобритании существует налог на прирост капитала (capital gains tax), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу спец. налогов относят также налоги на прибыль в отд. отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (т.н. нефтяной корпорационный налог – petroleum revenue tax). Этот налог уплачивается нефтедобывающими компаниями наряду с корпорац. налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде. В России Н. на с. впервые был введен Законом от 13 мая 1916, где он был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышл. предприятия, чистая прибыль к-рых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал. С 1917 было введено налогообложение избытка прибылей у торговых и промышл. компаний, а также вознаграждений у членов правлений акц. обществ. Избыток определялся как превышение фактической прибыли над ее средней величиной, сложившейся в 1913–14 гг. Ставка налога колебалась в пределах 30–60%, а впоследствии была повышена до 80%. В быв. СССР налог на прирост прибылей трансформировался в Н. на с., к-рый был введен в 1926 для усиления налогового давления на частных предпринимателей и в целом отвечал взятому курсу на сворачивание нэпа. Налог взимался с владельцев торговых и промышл. предприятий, а также с торговых посредников и строился по нормативному принципу. Нормой прибыли изначально выступала прибыль предшествующего года. Впоследствии норма определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли и не должна была превышать 50% оклада подоходного налога. С ликвидацией нэпа налог утратил свое политич. и экономич. значение и в 1934 был отменен. Возрождение в России рыночных отношений вновь вызвало интерес к Н. на с. Осуществленный в 1992 переход к свободному ценообразованию произошел в условиях практически полного отсутствия конкуренции производителей товаров, работ и услуг и привел в ряде случаев к появлению экономически необоснованных монопольно высоких прибылей и, соответственно, рентабельности. В сложившейся ситуации применение Н. на с. позволяло реализовать как фискальный, так и экономич. потенциал налога. Минфином РФ был разработан проект введения Н. на с. в качестве временной меры на период стабилизации экономики. Предполагалось изымать до 75% прибыли, полученной сверх 50%-ного уровня рентабельности, и 90% прибыли, полученной сверх 100%-ного уровня рентабельности. Однако проект не был реализован. Современная налоговая система России не предусматривает применение налога на сверхприбыль