НОРМЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Совокупность добровольно принятых правил поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между всеми участниками тренинга. Нормы в ходе развития группы, особенно в случае многодневных занятий, могут изменяться по решению участников группы и ведущего. Традиция обсуждения и принятия норм группы пришла в бизнес-тренинги из психологических тренингов. Приведем в качестве примера два варианта таких норм. ПРИМЕР. «Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Необходимо помочь участникам освободиться от беспокойства о том, что содержание их общения может стать общеизвестным. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Данное правило определяет необходимость открыто выражать свои мысли и чувства, конечно же, по мере возможности. И если уж сообщать сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто. [...] Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься...» Следует говорить: «Мне не нравится, когда ты говоришь... или поступаешь так-то...» Евтихов О.В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 82-83. ПРИМЕР. «1. Не опаздывать. 2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы. 3. Стремиться быть активным участником того, что происходит. 4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации. 5. По возможности, быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения. 6. Получать поддержку, помощь со стороны группы. 7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать. 8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы. 9. Высказывать свое мнение по любому вопросу. 10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы. 11. Сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и «до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа. 12. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас. 13. Не говорить о присутствующих в третьем лице». Марасанов Г.И., Социально-психологический тренинг, М., «Когито-Центр», 2001 г., с. 16-17. Заключение контракта с обучаемыми | Цели тренинговой группы