ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Мы создаем людей прежде, чем продукцию» Коносукэ Мацусита, основатель компании Panasonic Современная организация, которая целенаправленно создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Подобная компания развивается путем постоянного обмена передовым опытом и избегает повторения типовых ошибок. Автор концепции - Крис Арджирис / Chris Argyris. «В 1990 г. Питер Сенге / Peter M. Senge [p. 1947] положил начало движению обучающихся организаций, опубликовав работу «Пятая дисциплина» (The Fifth Discipline). В этой книге были изложены пять основных понятий, которые нужны организации и ее сотрудникам, чтобы стать обучающейся организацией (learning organization). Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе. Вот пять основных понятий или дисциплин II. Сенге, относящихся к обучающимся организациям. Личное мастерство. Эта дисциплина побуждает людей постоянно прояснять для самих себя, что им важно, то есть свою собственную концепцию. В то же время они должны постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, то есть текущую ситуацию. Напряжение между концепцией и реальностью порождает энергию. Эта энергия побуждает к личному росту. Создание общего видения. Эта дисциплина центрирована на общих целях, а не тех, которые вменяются. Она позволяет открывать навыки, необходимые группам или организациям для достижения желаемого будущего. Общая концепция поощряет искреннюю заинтересованность, а не глупое самодовольство. Командное обучение. Это дисциплина деликатного танца взаимодействия в группе. Команды сцепляются благодаря использованию диалога и правильно построенного обсуждения. Они мыслят коллективно. Целое становится больше суммы частей. Когнитивные модели. Сами того не зная, все мы наделены скрытыми убеждениями и верованиями, которые активно влияют на наше мышление. Эти убеждения весьма могущественны, к сожалению, они могут помешать нам продолжить обучение. Извлечение их на свет и обследование создает пространство для изменений. Системное мышление. Это и есть пятая дисциплина, которая объединяет все предыдущие. Это основная ось знаний и набор инструментов, которые позволяют людям видеть закономерности в сложных системах». М. К. Румизен, Управление знаниями (Knowledge Managment), М., «Издательство ACT» и «Издательство Астрель», 2004 г., с. 23-24. Автор словаря может заметить: вероятно, необходима еще и выработка общего языка принятия небанальных решений. Американский психолог Майк Педлер /М. Pedler в 1991 г. предложил 11 признаков, присущих обучающейся организации. К ним относятся: 1) Обучающийся, гибкий подход к стратегии; 2) Сотрудники принимают активное участие в выработке стратегии и тактики организации; 3) Информация в большей степени используется для понимания происходящего в целях принятия правильных решений, а не как основание для вознаграждения или наказания; 4) Учет и контроль, способствующие развитию организации; 5) Внутренний обмен услугами между подразделениями; 6) Гибкая система поощрений; 7) «Дающая возможности» структура (подразделения и другие «границы» рассматриваются скорее как временная структура, которая при необходимости может быть изменена); 8) Изучение всеми работниками состояния среды - см.: Лучшая практика; 9) Постоянный обмен опытом с Партнерами, Клиентами; 10) Атмосфера в организации, способствующий обучению; 11) Возможности саморазвития для сотрудников. Дж. Стюарт, Тренинг организационных изменений, СПб, «Питер», 2001 г., с. 107. Семь препятствий на пути создания обучающихся организаций | Управление знаниями