ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ
К особенностям обучения взрослых, в отличие от обучения детей, ряд исследователей относят следующее: 1) Взрослый, как правило, является самостоятельной, состоявшейся, независимой личностью, способен сам себе создавать стимулы как к обучению, так и против него; 2) У взрослых присутствует собственный опыт, знания - в том числе и негативные - см.: Барьер психологический, 3) Взрослые преимущественно желают учиться практически-применимым знаниям, навыкам для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей. Стремятся «примерить на себя», на свои задачи, новый материал еще в процессе обучения и/или сразу по его окончании; 4) Взрослые предпочитают учиться только у профессионалов и в комфортной атмосфере. В ряде случаев, если речь идет, например, не о тренинге личностного роста, а о бизнес-тренинге / семинаре - необходимо учитывать интересы организации, командировавшей учащегося и оплатившей его обучение. ПРИМЕР. «Обучение работников организации отличается от школьного обучения. В школе дети могут учиться лучше или хуже, они могут ненавидеть школу, могут прогуливать уроки - с ущербом только для самих себя. Школа от этого не страдает. Обучение же персонала организации оказывает влияние на результаты деятельности всей организации. Как невозможно говорить о росте мастерства отдельных игроков футбольной команды, если команда не улучшает свои результаты, так абсурдно говорить и о пользе обучения персонала, если оно не ведет к улучшению работы компании в целом». Магура М.И., Курбатова М.Б., Обучение персонала как конкурентное преимущество, М., «Управление персоналом», 2004 г., с. 8-9. Небезосновательно считается, что чем старше человек, тем он менее обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Как правило, чем выше квалификация и уровень человека в организации, тем более индивидуализированные курсы и консультации ему целесообразны. В тоже время, известные специалисты готовы учиться буквально всю жизнь: ПРИМЕР. «Так, Э. Резерфорд вскоре после получения им Нобелевской премии, пожелал снова побывать в «шкуре» студента. Он пришел к известному математику Г. Лембу и попросил разрешения слушать у него курс лекций по теории вероятности. Его не смутило, что он, мировая знаменитость, восседал среди юношей, склонившихся над тетрадями с упражнениями. Имея возможность в нужный момент привлечь лабораторного математика, он предпочитал сам воплощать свои идеи в математические формулы, а это требовало умения оперировать аппаратом теории вероятности. Аналогично поступил и академик И.В. Курчатов, который решил прослушать курс радиоэлектроники. Бородатый глава советских атомщиков сидел за учебным столом, т.к. не хотел обращаться к помощи специалистов, стремясь понимать и оценивать новые подходы лично». Грановская P.M., Конфликт и творчество в зеркале психологии, М., «Генезис», 2002 г., с. 183. Обучающаяся организация, самообучающаяся организация