Ожидания
представления потребителей и фирм о том, что произойдет или какие условия сложатся в будущем.
Синонимы | выжидание, надежда, упование |
Гиперонимы | состояние |
Гипонимы | предвкушение |
Родственные слова | неожиданность, ожидательный, неожиданный, нежданный, ожидать, ожидаться, ждать, неожиданно, нежданно |
Фразеологизмы и устойчивые сочетания | зал ожидания, математическое ожидание, обманывать ожидания, обмануть ожидания, оправдывать ожидания, оправдать ожидания |
представления потребителей и фирм о том, что произойдет или какие условия сложатся в будущем.
Договоренность, согласно которой клиентам, выплачивающим всю сумму до окончательной даты, может быть предоставлен нормальный ссудный процент.
англ. expectations) – представление о будущих значениях тех или иных экономических переменных в условиях неопределенности. О. влияют на экономическое поведение индивидуумов, фирм и гос-ва. Прогнозирование возможной выручки определяет принятие решений о начале произ-ва того или иного товара. Инфляционные О. – О. будущего повышения цен, стимулируют покупательский спрос и в свою очередь ускорение инфляции. В этом случае О. выступают как самооправдывающийся прогноз. Адаптивные О. (adaptive expectations) – О., к-рые постоянно пересматриваются с учетом реально происходящих изменений. В процессе исследования рыночного равновесия разработана теория рациональных ожиданий (rational expectations) – статистич. оценок будущего развития, к-рые основаны на учете всей доступной информации о прошлом протекании процесса и предполагаемых мер по его изменению. Напр., в прогнозе инфляционного процесса рациональными оказываются ожидания будущего роста цен на основе как анализа их движения в прошлом, так и сведений о политич. и экономич. мерах, готовящихся пр-вом и способных влиять прямо или косвенно на уровень цен. При этом прогнозы оказываются в среднем верными. Концепция рациональных ожиданий выдвинута Дж. Мутом в нач. 60-х гг. и развита амер. экономистом лауреатом Нобелевской премии по экономике 1995 Р. Лукасом (р. 1937). Лукас показал, что с учетом рациональных О. экономических агентов росту занятости не обязательно должен сопутствовать рост инфляции (что противоречит выявленной австр. экономистом и статистиком А. Филлипсом по данным экономики Великобритании за 1861–1957 гг. эмпирической зависимости – т.н. кривой Филлипса – об обратной связи уровня безработицы и темпа инфляции, из к-рой следовала возможность управлять безработицей, варьируя инфляцией). Отсюда вытекает, что в борьбе с безработицей необходимо опираться на макроэкономич. и др. меры, способствующие уменьшению инфляции.
(expectations) События, которые, по мнению людей, должны произойти. В некоторых моделях ожидания принимаются просто экзогенными, т. е. без каких-либо попыток анализа их формирования. Модели статичные или основанные на ближайших ожиданиях рассчитаны на сохранение стабильного положения. В адаптивных моделях предполагается, что ожидания людей постепенно приближаются к фактическим результатам наблюдений. Если результаты фактических наблюдений постоянным или случайным образом колеблются вокруг постоянного уровня, адаптивные ожидания постепенно становятся приблизительно верными; однако, если в фактических результатах наблюдений просматривается тренд, адаптивные ожидания отстают от действительности и систематически оказываются ошибочными. Экстраполированные ожидания основываются на предположении, что наблюдаемые в прошлом тенденции сохранятся и в будущем. Непротиворечивые модели, или модели, основанные на рациональных ожиданиях, исходят из предпосылки, что люди пользуются всей доступной для них информацией, чтобы избежать в своих прогнозах предсказуемых ошибок. Скорректированная на ожидания кривая Филлипса (expectations-augmented Phillips curve) устанавливает связь между ростом заработной платы, уровнем безработицы с учетом ожиданий относительно инфляции (роста цен). Некоторые ожидания можно отнести к категории самосбывающихся: например, если люди ожидают роста цены актива, они начинают его покупать или, наоборот, откладывать его продажу в ожидании повышения цены, что автоматически ведет к росту цены. В других случаях ожидания оказываются самоопровергающими: например, если ожидающие повышения цен фермеры постараются увеличить урожай, это автоматически будет способствовать ограничению роста цены. Ожидания не поддаются непосредственному наблюдению, однако о них можно судить по действиям людей. Даже если организации открыто объявляют о своих намерениях, целью подобных объявлений обычно является оказание воздействия на людей в процессе принятия ими решений, поэтому к ним нельзя относиться как к абсолютно достоверной информации.