ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ
Вид приемов, используемых преподавателем, тренером, и имеющих целью - с учетом исходной ситуации — наиболее эффективно сообщать учащимся знания, формировать у них навыки и умения. ПРИМЕР. (Речь идет о пионервожатом): «Но приемы - приемы были, и весьма разнообразные. Ну, например: он знал, что у него в отряде курят, и никогда не запрещал этого. Более того, много курил сам. Но чтобы получить у него сигарету (а больше их взять в Артеке было негде), ребенок должен был подойти к нему, попросить ключ от комнаты, сбегать в комнату (она, как уже было упомянуто, не запиралась, но дети-то этого не знали!), взять сигарету со стола, вернуться... а бегать в «Олимпийское» - не ближний свет... короче, он побеждал никотин не убеждением, а ленью, и к концу смены в отряде курил он один. Он, кроме того, постоянно подставлялся, умел быть смешным, он свое общение с детьми начинал краткой лекцией: «Дети, я толстый. Я знаю, что я толстый. Более того, я жирный. Шутить со мной на эту тему старо. Ищите у меня другие уязвимости». Быков Д., Хроники ближайшей войны: Избранные статьи 1992-2005, СПб, «Амфора», 2005 г., с. 310. Данный термин близок по значению к термину «тренинг-эффект», но если тренинг-эффекты скорее обозначают психологические и социальные процессы, то педагогические приемы скорее отвечают на вопрос: «Что и как нужно делать?» Как правило, квалифицированного специалиста отличает знание большего числа педагогических приемов и умение воспользоваться оптимальным в данной ситуации. ПРИМЕР. «В экспериментальных работах по социальной психологии выявлено немало зависимостей, составляющих «золотой фонд» коммуникаторов. Они касаются способов и времени подачи информации, условий ее предъявления и т.п. Например: «Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории... Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория в общем дружественна, или если приводится только ваша позиция, или если вам нужен непосредственный, пусть и временный, эффект. Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами, или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще. Если противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен последним, вероятно будет более эффективен... Предупреждение аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает сопротивление к нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление». Доценко Е.Л., Манипулятивные технологии // в Сб.: Реклама: внушение и манипуляции, Самара, «БАХРАХ-М», 2007 г., с. 667. ТРИЗ | Приемы занимательной науки