InvestFuture

Плата за пользование водными объектами

Просмотры: 873
Оцените материал:
(оценок: 27, среднее: 4.63 из 5)

Плата за пользование водными объектами

1. Налог федеральный. Регулируется законом РФ от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 5 закона).

Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. Словарь

Плата за пользование водными объектами

обязательный платеж, установленный Законом об основах налоговой системы (пп. «ф» п. 1 ст. 19), введенный взамен платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Взимается на основании Федераль ного закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. от 31 декабря 2001 г.). Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах. Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 1 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ). Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

— осуществления забора воды из водных объектов;

— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

— использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

— осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) кресть янскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоя щее положение действует до 1 января 2003 г.;

— забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;

— проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисковосъемочных работ;

— осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

— осуществления организованной рекреации лечебными и оздорови тельными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

— забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

— строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водноболотные угодья);

— сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (ст. 2 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ). Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

— объем воды, забранной из водного объекта;

— объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

— площадь акватории используемых водных объектов;

— объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты (ст. 3 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

1) 60,0—370,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 2,0—7,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих за бор воды;

3) 4,0—20,0 р. за одну тысячу кВт-ч вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 680,0—1 400,0 р. за одну тысячу м куб. древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава — для плательщиков, осуществляю щих сплав леса;

5) 5,2—21,9 тыс. р. в год за один кв. км площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

6) 7,0—55,0 р. за одну тысячу м куб. сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111ФЗ). Минимальные и максимальные ставки платы в вышеуказанных пределах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71 ФЗ). До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 августа 2001 г.№111 ФЗ, прежние ставки платы, установленные в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ (в ред. от 30 марта 1999 г.), с 1 января 2002 г. применяются с коэффициентом 2 (ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111ФЗ). Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются минимальными. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 р. за одну тысячу куб. м воды, забранной из водного объекта. Данное положение действует до 1 января 2003 г. (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111ФЗ). При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению с установленными ставками платы. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Данное положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г.№71ФЗ). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ (ст. 5 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ). Плательщик определяет сумму платы самостоятельно. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы с учетом льгот. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой разрабатывается в установленном порядке МНС, а по месту пользования водным объектом — копию налоговой декларации. Отчетный период устанавливается:

— для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал;

— для остальных плательщиков — каждый календарный месяц (ст. 6 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ). В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71ФЗ сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Другими словами, сумма платы подлежит вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, по налогу на доходы физических лиц, при определении налоговых обязательств по единому налогу при системе УСН в том случае, если у налогоплательщика объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Энциклопедия российского и международного налогообложения