Платежи за пользование лесным фондом
плата за пользование различными видами лесных ресурсов в виде лесных податей или арендной платы.
плата за пользование различными видами лесных ресурсов в виде лесных податей или арендной платы.
один из видов неналоговых платежей за пользование природными ресурсами, которые включают: лесные подати (плата за пользование лесным фондом) и арендную плату. Эти платежи введены с целью частичного покрытия расходов государства на воспроизводство, охрану и защиту лесных массивов, а также стимулирования рационального использования лесного фонда.
платежи, поступающие в форме сборов, за право пользования лесами, лесными и нелесными землями, лесными ресурсами, а также доходы от них. Взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд (ст. 7 Лесного кодекса РФ). Практика оценки древесины на корню и др. лесных ресурсов имеет довольно длит. историю. В результате роста потребления древесины создавались условия для получения доходов от лесов. Бесплатное пользование лесами не отвечало интересам гос-ва, испытывавшего потребность в ден. средствах. Оно не могло оставаться в стороне от распределения прибыли от ремесел, использовавших древесину. Необходимость получения ден. средств от лесов вызывалось также увеличением расходов на их охрану и описание (лесоустройство). Финанс. затруднения, связанные с проведением генерального межевания, ускорили постановку вопроса о введении платного отпуска древесины на корню. В утвержденных в 1766 Правилах генерального межевания предусматривалось оставлять заводам и фабрикам необходимое кол-во лесных земель за установленную плату, одинаковую для всех. До этого времени лесные угодья заводам и фабрикам выделялись бесплатно. Руководствуясь экономич. соображениями (генеральное межевание развертывалось медленно), Императрица Екатерина II издала в 1769 постановление о продаже в казенных дачах древесины на делянках, оставшейся после удовлетворения потребности казны и гос. крестьян. Этим постановлением положено начало платному отпуску древесины на корню из гос. лесов. В 1782 Екатерина II отменяет указ Петра I от 1703 о выделении заповедных лесов из частного пользования. С этого времени гос-во могло брать леса из частных дач за плату по добровольному соглашению. Несмотря на принятые меры, плата за лес на корню в тот период носила случайный характер. В 1798 все «ничейные» леса объявляются государственными, учреждается Лесной департамент, в ведение к-рого передаются все леса, кроме частных. В 1799 при Императоре Павле I появляются первые лесные таксы, к-рые были одинаковыми для всех губерний, кроме Курляндской. В последующие годы таксы изменялись и уточнялись. С 1874 на страницах «Лесного журнала» стали рассматриваться теоретич. вопросы составления лесных такс. Размер лесной таксы выводился из рыночной цены лесоматериалов за вычетом издержек по заготовке и вывозке леса и процента на вложенный капитал. Стоимость лесоматериалов на рынке зависела от их качества и размера, места и времени продажи. Сложность составления лесных такс вызывалась трудностью подбора рынка с наименьшим колебанием спроса и предложения, а также подбором сортиментов, рыночная стоимость к-рых могла бы лечь в основу расчета величины такс. Лес на корню чаще всего продавался на торгах. Общая таксовая оценка определялась с учетом рыночной стоимости сортиментов. Но предварит. оценка леса по таксам изменялась на торгах. Кроме продажи леса на сруб на торгах действовали и такие формы оплаты за древесину на корню, как пошлина с изделий, акцизная система, плата за число пней от срубленных деревьев, за кол-во заготовленных материалов, за арендное содержание участков леса и т.д. Государство извлекало значит. доходы и от побочных пользований лесом. Лесная площадь сдавалась в арендное содержание для сенокошения, посева сельскохоз. культур и др. видов пользования. Лесное хозво было рентабельной отраслью. В годы советской власти лесные таксы составлялись централизованно. Первоначально устанавливалась средняя лесная такса по стране. Умножением на объем предполагаемого отпуска древесины на корню получали размер попенной платы. За все годы советской власти попенная плата не возмещала расходов на ведение лесного хоз-ва. Попенная плата и др. поступления в лесное хоз-во поступали в бюджет. Лесное хоз-во финансировалось за счет средств бюджета независимо от размера попенной платы. Средняя лесная такса с помощью коэффициентов дифференцировалась по поясам, древесным породам, категориям крупной деловой древесины, дровам и лесотаксовым разрядам (расстоянию вывозки древесины). С переходом к рынку подход к извлечению дохода от использования лесного фонда существенно изменился. В Основах лесного законодательства РФ (1993) все П. за п.л.ф., в т.ч. и за древесину, отпускаемую на корню, названы лесными податями. Лесные ресурсы стали передаваться в аренду сроком до 50 лет и продаваться на торгах. Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ (1997) Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину на корню. Органы власти субъектов РФ могут увеличивать средние минимальные ставки лесных податей по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством. Ставки лесных податей устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами управления лесным хоз-вом в соотв. субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов (ст. 104 Кодекса). Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Арендная плата состоит из лесной подати, к-рая может увеличиться по договоренности сторон. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке за свой счет; за такую же древесину, заготавливаемую лесхозами за счет бюджетных ассигнований. Миним. ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 февр. 2001 № 127. Они применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и пр. рубок в лесах РФ. При заготовке древесины по рубкам промежуточного пользования ставки прейскуранта уменьшаются в 2 раза. Миним. ставки построены с учетом возмещения затрат на ведение лесного хозяйства, включают в себя налог на землю и состоят из минимальных ставок для осн. лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород. Все минимальные ставки дифференцированы также по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине с делением деловой древесины по размерам (категориям крупности древесины), а также расстояния вывозки (лесотаксовым разрядам). Распределение лесов по лесотаксовым разрядам устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов управления лесным хоз-вом. Леса РФ распределены на 49 лесотаксовых районов. В каждом лесотаксовом р-не выделяются адм. р-ны, к к-рым приписывают соотв. лесхозы. Cумма лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Часть средств, поступающих в бюджеты субъектов РФ, направляется соотв. территориальному органу управления лесным хоз-вом на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми региональным органом управления лесным хоз-вом. Для обеспечения финансирования расходов на воспроизводство лесов за счет бюджетов субъектов РФ органы гос. власти субъектов РФ могут устанавливать дополнит. ставки лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню. Значительная часть расходов на ведение лесного хоз-ва финансируется за счет федерального бюджета (расходы на содержание территориальных органов управления лесным хоз-вом, национальных парков, на осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, лесоустройство и др. мероприятия). Древесина, отпускаемая на корню, может продаваться на торгах (70% дополнительных поступлений лесных податей, полученных на торгах, направляется на финансирование лесного хоз-ва). Ставки за пользование лесным фондом (кроме древесины) устанавливаются органами гос. власти субъектов РФ и местными органами власти. Вся выручка за использование этих видов лесного фонда поступает в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты или непосредственно лесхозам. Участки лесного фонда могут предоставляться Правительством РФ в концессию иностранным юридическим лицам для ведения лесозаготовок.