Присоединяющиеся страны с переходной экономикой
Acceding transition economies - группа стран, экономика которых находится в процессе перехода от системы централизованного планирования к рыночным отношениям. В настоящее время экономические, политические и социальные системы этих стран реформируются. Во многих из них не наблюдается устойчивого экономического роста, не проведена структурная перестройка, не выработано четкое представление о национальных приоритетах и торговой политике, нацеленной на их реализацию в связи с присоединением к пакету соглашений в рамках ВТО. В то время как ряд стран с переходной и даже нерыночной экономикой присоединился к ВТО в 1995 году благодаря прежнему участию в ГАТТ (Чешская Республика, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Куба), другие (Словения, Латвия, Эстония, Киргизия, Грузия) провели довольно сложные переговоры о вступлении в ВТО, прежде чем были допущены в эту Организацию. В настоящее время большинство стран СНГ, включая Россию, ведут переговоры о присоединении к ВТО. С присоединением этих стран, а также КНР (ведет переговоры с 1986 года), условия вступления которой, как сообщается, практически согласованы, ВТО приобретает безоговорочно универсальный характер. Страны СНГ рассматривают присоединение к ВТО как стимул в проведении реформы экономической и правовой систем и способ преодоления сохраняющихся в международной торговле элементов особого режима, установленного ранее для стран с нерыночной экономикой. Отношение ведущих торговых держав - членов ВТО к присоединяющимся странам, в том числе государствам СНГ, ужесточается. Так, ряд торговых держав мира считают, что вновь присоединяющиеся страны (включая государства с переходной экономикой), должны принять больший объем обязательств, чем ранее принимали страны-основатели ВТО. Многосторонние соглашения в рамках ВТО содержат более жесткие и подробные нормы и правила, регулирующие торговлю товарами, чем было в ГАТТ-1947, а также распространяются на условия и объекты интеллектуальной собственности. В конце 90-х годов в отношении всех присоединяющихся к ВТО стран выдвигаются следующие требования: - «связывание» 100% ставок таможенного тарифа и принятие обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не ниже обязательств наиболее развитых стран-членов ВТО, а также последующих предложений по дополнительному снижению пошлин или отмене их на определенные группы товаров (для полноправных членов ВТО это не обязательно) и присоединение к соглашению по информационной технологии; - минимизация уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства и полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции. Выдвигается также требование не распространять на присоединяющиеся страны некоторые базовые положения соглашения ВТО по сельскому хозяйству, применяемые другими членами этой организации для защиты внутреннего рынка («тарификация» нетарифных мер или «специальные защитные меры»); - принятие обязательств по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, не считаясь с предусмотренными нормами ВТО возможностями переходного периода для развивающихся стран; - принятие обязательства присоединиться к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой, являющимся добровольными. Эти соглашения подписаны небольшим числом наиболее развитых стран-членов ВТО, и в них пока не заинтересовано большинство развивающихся стран; - принятие обязательств в областях, не охваченных нормами ВТО (приватизация, инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов). Так, завышенные требования в ходе присоединения к ВТО были вынуждены принять Эквадор, Панама, Монголия, Болгария, Киргизия, Латвия. Страны с переходной экономикой, особенно страны СНГ, сталкиваются в процессе присоединения с объективными трудностями, сложными экономическими проблемами и институциональными задачами. В современных условиях для стран с переходной экономикой сложно установить конкурентные параметры возможных уступок в отношении условий доступа к рынкам товаров и услуг на переговорах по присоединению к ВТО. Так, страны, находящиеся в процессе присоединения, испытывают объективные трудности в определении оптимального уровня импортных пошлин из-за медленного осуществления структурной перестройки в промышленности и сельском хозяйстве; не обеспечена предсказуемость и стабильность пошлин. Таможенный тариф в большинстве стран с переходной экономикой лишь недавно стал основным инструментом регулирования импорта, и таможенные пошлины пока используются ими в основном в фискальных целях. Кроме того, ведущие страны-члены ВТО выдвигают в отношении присоединяющихся стран требования значительного снижения таможенных тарифов и связывания ставок по всем тарифным позициям промышленной и сельскохозяйственной продукции. Страны с переходной экономикой пока не решили проблемы, связанные с обязательствами по обеспечению «прозрачности» (транспарентности) в рамках соглашений ВТО из-за неудовлетворительного состояния их статистических и информационных служб. Системы сбора статистических данных в этой группе стран, особенно в странах СНГ, не соответствуют требованиям ВТО. В странах с переходной экономикой имеются трудности в обеспечении соблюдения торгового законодательства, а также приведении национального законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это особенно актуально в сферах торговли услугами и охраны прав интеллектуальной собственности, а также бюджетного субсидирования промышленности и сельского хозяйства, стандартизации, применения санитарных и фитосанитарных мер. В области торговли услугами, как и в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, у данной группы стран, включая Россию, возникают проблемы, связанные с отсутствием части компонентов внешнеторгового режима, законодательства и нормативного регулирования. Они пока четко не определили национальную политику и интересы в этих областях. В процессе присоединения к ВТО странам с переходной экономикой предлагается принять широкие и «коммерчески значимые» первоначальные обязательства по предоставлению доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг в ключевых секторах, которые представляют интерес для наиболее развитых стран-членов ВТО. К ним относятся передовые виды телекоммуникационных и финансовых услуг (включая страхование), бухгалтерское дело, аудит, консультационные услуги в области управления, строительство и инжиниринг, гостиничные услуги, туризм и др. Присоединяющиеся к ВТО страны также сталкиваются с требованием начать применять в полном объеме Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) сразу после присоединения, хотя для приведения в соответствие с нормами ВТО уже действующего законодательства требуется значительный срок. Проблемы стран с переходной экономикой обсуждались странами-членами ГАТТ в ходе переговоров Уругвайского раунда и нашли отражение в итоговых документах. Так, в ст. 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.) отмечается, что страны-члены, «находящиеся в процессе перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике свободного предпринимательства», могут принимать программы и меры, необходимые для такого перехода в течение семилетнего переходного периода (включая применение некоторых запрещенных для членов ВТО видов субсидий). Статья 65 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (см.) предусматривает, что страны с переходной экономикой и развивающиеся страны имеют право отложить начало применения этого Соглашения на 5 лет, за исключением отдельных его положений. Но в статье упоминаются только страны с переходной экономикой, являющиеся членами ВТО, а не страны в процессе присоединения к организации. Кроме того, переходные периоды исчисляются с момента вступления в силу указанных соглашений. В ст. XII Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), предусматривающей введение странами ограничений в целях защиты платежного баланса, признается, что странам, находящимся в процессе перестройки экономической структуры, может потребоваться применение ограничений, позволяющих поддерживать уровень финансовых ресурсов, необходимый для осуществления программ экономического развития или совершенствования структуры народного хозяйства. Но практика присоединения стран с переходной экономикой (Болгарии и др.) показывает, что предусмотренные в соглашениях переходные периоды либо вообще не предоставляются, либо имеют крайне ограниченные рамки. В течение последних лет ведущие промышленно развитые страны, в частности страны ЕС, приняли меры по либерализации доступа на свои рынки товаров из стран с переходной экономикой, не являющихся членами ВТО, в том числе путем устранения или ослабления количественных ограничений на импорт. Часть стран с переходной экономикой при экспорте товаров в развитые страны пользуются льготными ставками импортных пошлин в рамках Всеобщей системы преференций (см.). Однако в отношении стран с переходной экономикой по-прежнему применяется ряд мер, направленных против расширения экспорта их товаров, включая количественные ограничения поставок сельхозпродукции, текстильных изделий и одежды и другой промышленной продукции. Кроме того, некоторые «остаточные» элементы торговых режимов, применявшихся ранее в отношении импортируемых товаров из этих стран, сохраняют силу и остаются препятствием для интеграции этих стран в международную торговую систему. К ним относятся селективные (двусторонние) защитные оговорки и особые критерии и правила применения антидемпинговых мер. Селективные защитные оговорки предусматривают для развитых стран-членов ВТО возможность использования чрезвычайных защитных мер для предотвращения ущерба отечественным производителям, применяемых исключительно против импорта из соответствующей страны с «нерыночной экономикой», но не против остальных стран-экспортеров, что является нарушением положений ст. XIX ГАТТ-1994. Вместе с тем, эти оговорки содержат критерии для принятия менее жестких мер такого рода (по сравнению с мерами, предусмотренными ст. XIX ГАТТ-1994) и применяемыми в отношении стран с рыночной экономикой. Поэтому Соглашение ВТО по защитным мерам (см.) является попыткой создания системы для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в связи с ростом объема импорта товаров из стран с переходной экономикой. Особые критерии и правила применения антидемпинговых мер в отношении стран с нерыночной экономикой действуют с использованием базы цен на аналогичный товар в произвольно выбранной третьей стране с рыночной экономикой либо на расчетной стоимости или даже на внутренней цене в стране, импортирующей аналогичные товары. При этом антидемпинговые меры являются наиболее часто используемыми, с которыми сталкиваются экспортеры из стран с переходной экономикой на основных рынках сбыта своих товаров.