ПСИХОЛОГИЗИРОВАНИЕ
Часто на тренинге или семинаре участники используют свое знание психологии (обычно - весьма поверхностное), чтобы критиковать других, и упражняются в «чтении мыслей» и предсказаниях в стиле: «У тебя проблема авторитета... Почему ты это сделал?.. Ты циничен... Ты говоришь это потому, что твой отец был так строг... Ты не думаешь на самом деле того, что говоришь...» В ответ на такие психологизированные замечания другие участники начинают защищаться или раздражаться... Поэтому бизнес-тренер должен следить, чтобы участники не начали играть в психиатра, который говорит другим правду... Часто интерпретации являются проекциями тех, кто их высказывает, и поэтому их польза сомнительна. Конечно, иногда интерпретации разумны, когда они предлагаются из желания лучше понять других и себя самого, но несведущим людям трудно различить манипулятивные и полезные интерпретации. «Существует правило: полезнее стимулировать участника понять, что он думает и чувствует, чем пытаться выяснить, почему он так себя ведет». Клаус Фопель, Технология ведения тренинга. Теория и практика, М., «Генезис», 2005 г., с. 115-116. Эффект первой освоенной теории