РАДИКАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
сформировалась в конце 1960-х гг. Ее теоретические истоки восходят к работам таких экономистов, философов и социологов, как П. Баран, П. Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе и др.
К радикалам относятся также такие влиятельные экономисты, как Г. Шерман, Ф. Гордон, Р. Эдвардс и Дж. ОКоннер. Р. п. э. появилась в университетской науке США и других развитых стран.
В 1960-е гг. был создан союз сторонников Р. п. э. и началось издание «Review of radical Political Economics». Первую попытку систематизировать радикальную литературу предпринял видный теоретик радикализма, американский экономист Г. Шерман в книге «Политическая экономия».
Р. п. э. неоднородна по социальной ориентации и задачам, решаемым ее представителями. В ней различают два направления: с одной стороны – умеренное крыло, авторы которого близки либо к либеральному реформизму, либо посткейнсианству или институциональному направлению. С другой стороны – леворадикальное течение, которое выходит за рамки либерализма.
К левым радикалам относятся представители средних слоев общества: критически мыслящая интеллигенция, университетские круги, часть студенчества, экономисты и социологи. Они не только критикуют капитализм, но и отвергают его как систему.
Отношение к социализму у них тоже отрицательное. Американский экономист Дж. Герли назвал это направление «политэкономией протеста и вызова». Однако движение авторов леворадикальной политэкономии не следует отождествлять с массовыми выступлениями противников политики капиталистических стран. Деятельность экономистов-радикалов в основном ограничена сферой теории, научных исследований, преподавания и публицистики.
Критика капитализма в концепциях леворадикалов образует исходную основу, от которой начинаются все их последующие построения и формируются представления об альтернативных вариантах общественного устройства, называемых ими «экономикой участия». Критикуя капитализм, они одновременно подвергают критической переоценке западную экономическую теорию, прежде всего неоклассицизм. Они противопоставляют ему воззрения, опирающиеся на концепции пост-кейнсианства, институционализма, а также отдельные положения экономической теории К. Маркса.
В концепциях институционализма левых радикалов привлекают методологические приемы исследования социальных проблем, трактовка общественной структуры и ее влияния на экономику. Они поддерживают также институциональные концепции трансформации экономики, но не согласны с теоретиками трансформации, идущими по пути сохранения капиталистической системы с ее частичным реформированием, обновлением и улучшением.
Р. п. э. обращается и к марксизму, используя его отдельные положения в своей теории. Однако марксистский анализ капитализма как системы с вытекающими из него революционными выводами теоретики левого радикализма тоже не воспринимают.
Критика капитализма левыми радикалами строится не столько на анализе объективных социально-экономических процессов, сколько на обращении к нормам морали и справедливости, принципам гуманизма, проблемам духовной сферы и свободы личности. Большое место в их концепциях отводится проблеме взаимоотношений между потребителями и производителями, нарастанию противоречий между суверенитетом потребителей и производителей.
В целом экономические теории левых радикалов не являются чем-то единым и завершенным. Многие из них выступают за создание «новой радикальной политэкономии». По мнению американского экономиста Дж. Годзона, важнейшим звеном такого учения должны быть два начала – марксизм и кейнсианство. Однако вопрос о создании единой экономической теории остается открытым и учение левых радикалов по-прежнему отличается эклектизмом и разобщенностью.