InvestFuture

Рефлексия

Просмотры: 1156
Оцените материал:
(оценок: 39, среднее: 4.46 из 5)
Родственные словарефлексирование, рефлексировать
Перевод
 АнглийскийАнглийский: reflection

Рефлексия

reflexio - обращение назад, позднелатинское) - выход из осуществляемой деятельности с целью ее реконструкции, анализа и осознания в случае затруднений в этой деятельности и отсутствия образцов преодоления этих затруднений.

Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий

Рефлексия

взгляд на себя и свою деятельность «со стороны», анализ своей деятельности и поиск способов ее совершенствования. Центральный процесс для системы личного тайм-менеджмента; большинство ТМ-техник являются конкретизацией, практической реализацией философского понятия рефлексии.

Глоссарий терминов тайм-менеджмента

Рефлексия

процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения; размышление, полное сомнений, противоречий, переживаний, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и к самоанализу; осознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми

Научно-педагогический глоссарий учителя экономики

Рефлексия

Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей; «мышление, изучающее мышление». Вероятно, происходит от греческого термина «reflexio» - отражение, обращение назад. Английский философ Джон Локк / J. Lock [1632-1704] считал, что ощущения происходят от внешних вещей, а рефлексия есть «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Док. Локк, Сочинения в 3 томах, М., 1985-1988 гг, том 1, с. 129. Проводя рефлексию своей деятельности, человек осознает: «Что же я/мы делаем на самом деле?», пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. ПРИМЕР. В учебном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии: «- Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий. - Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...» - Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Это может происходить по-разному. Например, общее молчание в течение нескольких минут предоставляет возможность для личного анализа. Другой вариант: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике [...] или же письменные резюме: что я понял... что я не понял... что я хотел бы изменить... - Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Возможно, участник осознает, что он воспринимал ситуацию в группе как состояние войны и что он завидует тем, кто может рассматривать взаимодействие с другими как игру. Возможно, он решит выяснить, что эта метафора «войны» означала для него раньше». К. Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003 г., с. 52-53.

Живой словарь бизнес-тренера