InvestFuture

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Просмотры: 469
Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.54 из 5)

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Как отмечает М.В. Кларин, ролевая игра основана на разыгрывании условной роли. Исполнение той или иной роли дает участникам возможность: - исследовать свое «естественное», то есть привычное, поведение; - выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов; - освоить действия, необходимые на рабочем месте. В ролевой игре задаются сюжетная завязка и роли; правила обычно не проговариваются: подразумевается, что каждый понимает, как действовать, исходя из рамок своей роли. Тех, кто в игре не участвует, бизнес-тренер ставит в позицию наблюдателей и соответственно формулирует их задачи. Для них вводятся специальные правила: наблюдать молча, не демонстрировать свою реакцию слишком явно, не вмешиваться в ход действия и т.д. «Наблюдатели» вступают в действие уже в ходе анализа игры. [..] Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. По просьбе тренера наблюдатели делятся впечатлениями от увиденного и услышанного, а если используется видео- или аудиозапись, первым наблюдателем становится сам исполнитель роли [...] Как известно, «изнутри» мы воспринимаем собственные действия иначе, чем со стороны. Анализ ролевой игры позволяет встряхнуть привычные стереотипы собственных действий, задуматься о том, насколько они оправданны. Такое воздействие принято называть проблематизацией, она повышает восприимчивость к пересмотру и перестройке стереотипов. Ролевая игра с отработкой действий дает возможность закрепить желаемые навыки. Иногда проблематизация и отработка действий составляют содержание двух последовательных этапов ролевой игры». Кларин М.В., Корпоративный тренинг от А до Я, М., «Дело», 2002 г., с. 62-63. Обучающий эффект ролевой игры может быть усилен за счет видеозаписи с последующим анализом. ПРИМЕР, «...еще в 1950-1960-е гг. социальный психолог Ирвинг Дженис/I.L. Janis [1918-1990] и его коллеги провели исследования изменения установок под влиянием исполнения ролей. Одно из исследований было посвящено решению практической задачи -добиться формирования у заядлых курильщиков негативного отношения к курению и, в конечном счете, отказа от этой вредной привычки. Их испытуемые - студентки колледжа -выкуривали по меньшей мере по 15 сигарет в день каждая. В первой группе студентки играли роль пациентки, лечащейся от сильного кашля, у которой в ходе игры обнаруживается рак легких. Студентки второй, контрольной группы выслушивали всю ту же информацию, что и испытуемые первой, ролевой группы, однако какой-нибудь активности не проявляли. Результаты ясно показали, что исполнение роли гораздо сильнее влияет на убеждения, установки и соответствующее поведение, чем простое получение новой информации. У участниц ролевой игры сформировались более глубокие по сравнению со студентками контрольной группы убеждения о вреде курения и они стали меньше курить». Пугачев В.П., Управление свободой, М., «КомКнига», 2005 г., с. 174. Рефлексия

Живой словарь бизнес-тренера