InvestFuture

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Просмотры: 727
Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.45 из 5)

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюдж. поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюдж. равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюдж. поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завыш. нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюдж. средств. Отсюда С.б. – обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. С.б. призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования гос. и муницип. заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в нар. хоз-ве страны. Именно поэтому С.б. особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюдж. ресурсов из-за кризисного состояния экономики. Наилучший вариант обеспечения С.б. – разработка бездефицитного бюджета, в к-ром объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение гос. (муницип.) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для С.б. приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. С.б. достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам С.б., широко используемым в практике бюдж. планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономич. возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов; построение эффективной системы бюдж. регулирования и оказания финанс. помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюдж. расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономич. задач при миним. затратах и с максим. эффектом; сокращение масштабов гос. сектора экономики на основе разумной приватизации гос. собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловл. крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюдж. заимствований, способных обеспечить реальные поступления ден. средств с финанс. рынков. В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установл. лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптим. сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюдж. финансирования на основе постепенного прекращения дотирования пр-тий и введения полной имуществ. ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед гос-вом и партнерами; мобилизации дополнит. резервов роста бюджетных доходов; последоват. проведения финанс. контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюдж. средств; оказания финанс. помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюдж. резервов и т.д. В быв. СССР, бюджетная система к-рого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения С.б. был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования гос. устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за С.б. того органа власти, в распоряжении к-рого находится соотв. бюджет. Законодательное закрепление принципа С.б. во 2-й пол. ХХ в. произошло во многих странах мира. В частн., в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом. В России принцип С.б. определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансир. бюджетов, особенно на субфедеральном и муницип. уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа С.б. обеспечивается благодаря полному и последоват. соблюдению др. принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов. На стадии исполнения бюджета дополнит. факторами, влияющими на С.б., выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя к-рые исполнит. орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвид. расходов. В наст. время С.б. должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответств. органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь