InvestFuture

Шульц Теодор Уильям

Просмотры: 976
Оцените материал:
(оценок: 43, среднее: 4.56 из 5)

Шульц Теодор Уильям

Американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1979 г. (совмесно с А. Льюисом). Шульц исследовал проблемы сельского хозяйства в развивающихся странах, а также внес существенный вклад в теорию человеческого капитала.

Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

Шульц Теодор Уильям

американский экономист, представитель чикагской школы в современной политической экономии. Автор работ по проблемам людских ресурсов, экономике сельского хозяйства и экономике образования. Анализируя глобальные аграрные проблемы, выдвинул тезис, согласно которому ключ к индустриализации «традиционного земледелия» развивающихся стран лежит не в организации крупных хозяйств и количественном росте инвестиций в сельскохозяйственном производстве, а в перестройке «традиционного искусства» земледелия, совершенствовании его материальных и людских ресурсов, развитии сельскохозяйственной науки и образования. Шульц — один из авторов теории «человеческого капитала» (см. ТЕОРИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»). В своих исследованиях основной акцент делал на проблемах оценки «образовательного фонда» США, вклада образования в экономический рост, экономической эффективности «инвестиций в человека». Образование, по мнению Шульца, повышает не только производительность труда индивидуума, но и экономическую ценность его времени, что выступает отличительной чертой современного экономического роста. Шульц выступил с критикой неомальтузианства. Лауреат Нобелевской премии за 1979 г. (совместно с У.А.Льюисом).

Бизнес-словарь

Шульц Теодор Уильям

Теодор (1902–98) – американский экономист. Родился в Арлингтоне (Южная Дакота). Окончил Государственный колледж Южной Дакоты (бакалавр, 1926), затем продолжил свое образование в Университете Висконсина, где в 1928 получил степень магистра, а в 1930 – доктора экономики. По окончании университета Ш. преподавал экономику сельского хозяйства в Государственном колледже Айовы (1930–43), а с 1943 в течение почти четырех десятилетий был профессором Чикагского университета.

Большинство работ Ш. связано с экономикой сельского хозяйства и экономикой образования. Еще во время учебы в Университете Висконсина Ш. участвует в работе по подготовке нового аграрного законодательства США, сыгравшего огромную роль в преодолении последствий Великой депрессии. В 1950-х гг. Ш. проводит анализ последствий осуществления «плана Маршалла» и руководит проектом технической помощи Латинской Америке. В 1964, исследуя процессы «зеленой революции», охватившей в основном азиатские и южно-американские государства, он публикует книгу «Преобразуя традиционное сельское хозяйство». В этой работе показана важнейшая роль аграрной технологии: даже незначительное повышение ее уровня приводит к увеличению урожайности, и страны «третьего мира», не прибегая к помощи многомиллиардных займов и субсидий, начинают самостоятельно решать свои проблемы. Был также описан и ряд сложностей, возникающих в связи с применением новых технологий. Считая, что фермеры действуют рационально и эффективно только в пределах имеющейся у них информации, Ш. рассматривал ее недостаточность как главную проблему.

Ш. – пионер исследований «человеческого капитала». Экономисты, рассчитывая стоимость физического капитала и земли, традиционно придавали меньше значения оценке труда. В эпоху научно-технической революции требовалось пересмотреть роль образования в создании капитала. В статье 1960 Ш. предпринял первую попытку оценки труда, включив в нее доход, потерянный за время обучения.

Доказывая, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от капитала физического, Ш. призывал развивающиеся страны делать крупные инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Развитие этих сфер, по его мнению, важнее для экономического роста страны, чем строительство новых фабрик и заводов.

Экономика от А до Я: Тематический справочник

Шульц Теодор Уильям

Нобелевская премия по экономике 1979 г.

(совместно с Уильямом Артуром Льюисом)

Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Генри Эдварда и Анны Элизабет (урожденной Вейсс) Шульц, родился и получил воспитание на ферме недалеко от Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочих рук во время 1-й мировой войны он в основном работал на семейной ферме и не посещал школу и только в 1921 г. поступил на краткосрочные агрономические курсы при колледже штата Южная Дакота. Произошедшие во время экономической депрессии 1920 г. резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию, банкротство банков, угроза закрытия многих ферм и разорение фермеров вызвали у Ш. желание разобраться в глубинных причинах этих экономических потрясений. В 1924 г. он вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, получив диплом бакалавра. Продолжая учебу в Висконсинском университете, Ш. в 1928 г. получил степень магистра, а спустя два года - доктора наук по специальности "экономика сельского хозяйства". Его интересовало поведение сельскохозяйственных производителей в других странах, и с этой целью летом 1929 г. Ш. побывал в СССР, собирая информацию по этому вопросу в разных регионах страны.

Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим факультетом, но и межфакультетской организацией исследований социальных проблем. Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии, легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда подчеркивал свой "большой интеллектуальный долг" перед университетскими профессорами.

В 1930 г. он начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова (ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее четырех лет Ш. был назначен руководителем только что созданной кафедры экономической социологии. В ее учебный план входили курсы общей экономической теории, экономики сельского хозяйства и социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами и специалистами по статистике в изучении программ развития фермерского хозяйства в русле Нового курса. С началом 2-й мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследований под названием продовольственная и сельскохозяйственная политика военного времени, перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять на развитие сельскохозяйственного производства в национальных интересах. В 1943 г., однако, администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который вызвал недовольство представителей молочной промышленности штата Айова из-за содержавшейся в докладе рекомендации заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность профессора кафедры экономики Чикагского университета. В 1946 г стал заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. при выходе на пенсию стал почетным профессором Чикагского университета.

В начальный период своей работы в Чикаго Ш. особенно интересовался общемировыми сельскохозяйственными проблемами. В составленном под его руководством сборнике "Продовольствие для мира ("Food for the World", 1945), содержащем материалы, представленные для организованной Ш. конференции, обращалось внимание на факторы снабжения продуктами питания, занятую в сельском хозяйстве рабочую силу, технологию, квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После 2-й мировой войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития, его интерес к этим проблемам был вызван экономическим ростом, наблюдавшимся в Западной Германии в результате получения ею финансовой и материальной помощи по плану Маршалла.

В 50-е гг. Ш. руководил проектом "Технологическая помощь Латинской Америке", охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство. В эти годы он одним из первых обратился к исследованию так называемого "человеческого капитала". Согласно Ш., образовательный уровень населения в значительной степени определяет его способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для структурной перестройки экономики. Несмотря на то, что стоимость земли и оборудования, по словам Ш., рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности "человеческого капитала". В статье "Создание капитала благодаря образованию" ("Capital Formation by Education"), опубликованной в "Журнале политической экономии" ("Journal of Political Economy", 1960), Ш. представил свои оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта величина была хорошо известна фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте. Однако она совершенно игнорировалась экономистами и была поставлена ими под сомнение, когда в своих работах Ш. обозначил ее в качестве предмета исследования. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) могут оказаться решающим фактором для экономического развития этих стран. Ш. приобрел славу основоположника революционного открытия о важности "вложений в человеческий капитал". Ш. понимал эту категорию в самом широком смысле. К такого рода инвестициям он относил прямые затраты на образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.

На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий капитал и сельское хозяйство даже важнее, чем капиталовложения в машины и промышленные предприятия. Он призывал других ученых отказаться от того, что он называл "интеллектуальными ошибками" традиционных экономистов - от их стремления ограничиваться в своих расчетах учетом стоимости земли, вместо того чтобы делать упор на "качество человека как участника производства". Выступая против традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были приняты во внимание люди, действующие за рамками математических формул экономистов. Его первой публикацией по проблеме "человеческого капитала" была работа "Возникающая экономическая сцена и школьное образование" ("The Emerging Economic Scene and Its Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике "Школа в новой эре" ("The High School in New Era", 1958). В 60-е гг. Ш. основал при Чикагском университете Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах.

Проблемы человеческого капитала были освещены Ш. также в книгах "Вложения в человеческий капитал": роль образования и научных исследований" ("Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research", 1971) и "Инвестиции в людей: экономика качества населения" ("Investing in People: The Economics of Population Quality", 1981). Теория человеческого капитала отражала переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы в условиях НТР. Ш. исследовал также демографические аспекты этой проблемы, обобщив результаты в ряде сборников, изданных под его редакцией, в том числе "Брак, семейный капитал и рождаемость" ("Marriage, Family Human Capital, and Fertility", 1974) и "Экономика семьи" ("Economics of the Family", 1974).

В монографии "Преобразование традиционного сельского хозяйства" ("Transforming Traditional Agriculture"), вышедшей в 1964 г. в серии Йельского университета "Исследования по сравнительной экономике", Ш. доказывал, что даже в примитивном хозяйстве фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов очевидны. Исследования в этой области были вызваны так называемой "зеленой революцией" - попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных Н.Борлоугом. Там, где не удавалось увеличивать производство сельскохозяйственной продукции с помощью займов и субсидий, гибридные семена и новая технология обеспечивали повышение урожаев, что особенно наглядно проявилось в Индии, Пакистане и на Филиппинах. Эта работа Ш. обозначила новую область в современной экономической науке.

Позднее Ш. проявлял особенно большой интерес к проблемам образования женщин и к высшему образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и экономического процветания народов "третьего мира". Он с оптимизмом относился к возможностям развития бедных народов в регионах с преобладанием сельскохозяйственного населения. "Бедные народы, живущие в странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными обручами нищеты, которую экономисты не способны разрушить", - писал он. Предлагаемая Ш. стратегия состояла в том, чтобы выправить возникающие повсеместно перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития Ш. с особым вниманием относился к проблемам справедливости, в том числе к структуре заработков и их возрастающей неравномерности, что также включалось им в понятие динамического развития.

Ш. получил Премию памяти Альфреда Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. А. Льюисом "за новаторские исследования экономического развития, в особенности применительно к проблемам развивающихся стран". В речи на презентации лауреатов Э. Лундберг, член Шведской королевской академии наук, называл Ш. "первым ученым, обобщившим анализ воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более высокий доход от человеческого, чем от вещественного капитала."

На протяжении всей своей жизни Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. Где бы он ни был, выполняя задания разного рода или участвуя в работе симпозиумов, он использовал поездки для знакомства с положением местных фермерских хозяйств. "На протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, - вспоминал Ш. в автобиографическом очерке. - Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в сельскую местность и посещал сами фермы".

В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по Йельскому университету описывал его как "свободного в своих убеждениях идеалиста, общительного энтузиаста, которого никогда не утомляет преподавательская деятельность". Когда в возрасте 77 лет Ш. получил Нобелевскую премию, он все еще ежедневно ходил пешком в Чикагский университет.

Помимо Нобелевской премии Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук, членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского философского общества, а также Американской академии наук и искусств. В качестве президента Американской экономической ассоциации в 1960 г. Ш. был по приглашению АН в СССР. В 1990 г. в составе большой делегации американских бизнесменов, политиков и ученых он вновь посетил Россию. Ш. занимал посты директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований (1949-1967), управляющего Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа и Колледжа (Университета) штата Южная Дакота, Иллинойского, Висконсинского, Дижонского и Чилийского католического университетов, а также университетов штатов Мичиган и Северная Каролина.

Основные труды: The Tariffs on Barley, Oats, and Corn. Madison, 1933; Agriculture in an Unstable Economy. New York, 1945; Production and Welfare of Agriculture. New York, 1949; Measures for Economic Development of Underdeveloped Countries. New York, 1951 (в соавт.); The Economic Organization of Agriculture. New York, 1953; The Economic Value of Education. New York, 1963; Transforming Traditional Agriculture. New Haven, 1964; Economic Growth and Agriculture. New York, 1968; Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. New York, 1971; Economics of the Family: Marriage, Children, and Human Capital. Chicago, 1974 (ред.); Distortions by the International Donor Community. Promoting Increased Food Production in the 1980s. Proceedings of the Second Annual Agticultural Sector Symposia. 1981, January 5-9. Washington, 1981; Investing in People: The Economics of Population Quality. Berkeley, 1981.

О лауреате: New York Times. 1979, October 17; Ranis G. The 1979 Nobel Prize in Economics//Science. N 206. 1979, December 21, pp. 1389-1391; Sills D.L (ред.). International Encyclopedia of the Social Sciences: Biographical Supplement. Vol. 18. New York 1979; Scandinavian Journal of Economics. 1980. Vol. 82. N 1.

Литература на русском языке: Маркетинг. 1992. N 4. С. 123-126.

Биографический словарь: зарубежные экономисты