СИСТЕМА, КРЕДИТНАЯ
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования или совокупность кредитно-финансовых институтов
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования или совокупность кредитно-финансовых институтов
Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
комплекс валютно-финансовых учреждений: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты
единая совокупность всех кредитных учреждений, которые предоставляют различным лицам (частным или юридическим) имущество или деньги на время, на условиях возвратности и с уплатой процента (дохода кредитного учреждения); возглавляет эту систему центральный банк страны.
представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему.
совокупность кредитных отношений и институтов, организующих кредитные отношения. В кредитную систему промышленно развитых стран входят: 1) банки; 2) специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: а) страховые компании, использующие взносы страхователей для вложений в ценные бумаги и предоставления долгосрочных ссуд; б) пенсионные фонды: в) сберегательные кассы, централизующие и превращающие в ссудный капитал сбережения различных слоев общества; г) ломбарды и др.
англ. credit system) – совокупность кредитных отношений и кредитных институтов, организующих эти отношения. К.с. функционирует через кредитный механизм, представляющий собой систему связей: между кредитными институтами и разл. секторами экономики по аккумулированию денежного капитала и его инвестированию; между самими кредитными институтами по перераспределению денежного капитала в рамках действ. рынка капитала. Путем мобилизации ден. капитала и концентрации инвестиций в ключевых отраслях экономики К.с. способствует росту производства, научно-техническому прогрессу, обеспечению сбалансированности экономич. развития. Организационно структура К.с. большинства развитых стран состоит из двух звеньев: банковской системы (центральный банк, коммерч. банки, специализир. банки – инновац., инвестиц., ипотечные, сберегат. и др.) и специализир. кредитно-финансовых институтов (инвестиц., страх. и финанс. компании, пенс. фонды, кредитные союзы, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды, клиринговые центры и др.). По масштабам проводимых операций и их значимости в обслуживании хозяйств. оборота основной является банковская система. Мировая К.с. включает в себя, кроме нац. кредитнофинансовых институтов, междунар. кредитные институты (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и др.) и регион. кредитно-финанс. институты (Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, национальные банки развития и др.). До 1917 К.с. России по структуре и функциям приближалась к модели К.с. ведущих кап. стран того времени. В нее входили Государственный банк, коммерч. банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитная кооперация, сберегательные кассы и ломбарды (см. Банковская система дореволюционной России). В окт. 1917 все кредитные институты были национализированы и объединены в Государственный банк СССР. В ряде развитых стран мира с участием капитала советских организаций функционировали: Moscow Narodny Bank Ltd. – Московский народный банк (Великобритания), Banque Commerciale pour lґEurope du Nord – Коммерческий банк для стран Северной Европы (Франция), Ost-West Handelsbank AG – Ост-Вест Хандельсбанк (Германия), Donau-bank AG – Донаубанк (Австрия), East-West United Bank S.a. – Ист-Вест Юнайтед бэнк (Люксембург). Кроме того, странамичленами СЭВ на акционерных началах были созданы два международных банка социалистических гос-в: Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк. Экономическая реформа, начатая в СССР в 1985 с целью децентрализации системы управления и расширения хоз. самостоятельности предприятий во всех областях деятельности, явилась основной предпосылкой коренных преобразований К. с. К середине 80-х гг. в условиях нарастающего экономич. кризиса в стране банковская система утратила способность оперативно осуществлять кредитно-расчетное обслуживание клиентов, учитывать в своей деятельности отраслевую специфику клиентуры. Широкие масштабы приобрела практика предоставления кредитов без должного экономич. обоснования, использования их для покрытия убытков предприятий. Ухудшилась платежная дисциплина и состояние ден. обращения, каналы ден. оборота наполнились избыточными платежными средствами. В целях повышения эффективности содействия банков экономич. развитию страны Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 была предусмотрена реорганизация действующих и образование новых специализир. банков, создание системы банков. Постановление СМ СССР от 6 октября 1987 определило конкр. задачи и функции Госбанка СССР и гос. специализир. банков, а также структуру их центрального аппарата. Госбанку СССР были приданы функции главного банка страны, единого эмиссионного центра, организатора кредитных и расчетных отношений в народном хоз-ве. Он осуществлял централиз. плановое управление денежно-кредитной системой страны и проведение единой кредитной политики госва, координацию деятельности банков СССР и организацию расчетов между ними, обеспечивал организацию и укрепление денежного обращения и кассовое исполнение гос. бюджета. Госбанк СССР проводил единую валютную политику гос-ва, устанавливал официальные курсы иностр. валют к советскому рублю, представлял интересы страны в отношениях с центральными банками других гос-в. На специализир. банки было возложено комплексное обслуживание предприятий соответств. отраслей народного хоз-ва. Сфера деятельности Промстройбанка СССР – пром-сть, стрво, транспорт и связь, система Госснаба СССР, Академия наук СССР, а также полевые учреждения Госбанка. Агропромбанк СССР обслуживал агропромышленный комплекс страны и потребит. кооперацию. Жилсоцбанк СССР сконцентрировался на деятельности в отраслях непроизводств. сферы, жилищно-коммун. хоз-ве, гос. торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной пром-сти, а также на сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Внешэкономбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов в валюте по экспортно-импортным и неторговым операциям, кредитование объединений, пр-тий и орг-ций, осуществляющих внешнеэкономич. деятельность, контроль за исполнением сводного валютного плана. Он также проводил операции на междунар. валютных и кредитных рынках, обеспечивал потребности внешнеэкономич. оборота страны в кредитных ресурсах. Основные задачи Сберегательного банка СССР – организация сберегат. дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, кредитование потребит. нужд граждан, обслуживание всех категорий пенсионеров, распространение и погашение облигаций гос. займов. Государственный банк СССР и специализированные банки имели в стране разветвленную систему подразделений. Созданная в конце 80-х гг. административными методами система банков не обеспечила решения возложенных на нее задач. Искусственное разделение банков по ведомственному признаку затрудняло свободный перелив кредитных ресурсов в народном хоз-ве и отношения банков с клиентами. Наметилось разрастание управленческого аппарата головных контор банков с одновременным ослаблением первичных звеньев банковской системы; отсутствие у специализир. банков опыта регулирования кассовых ресурсов и инкассаторского аппарата привели к задержкам платежей, утере документов и ряду др. нарушений. Закон «О кооперации в СССР» (1998), предусматривавший возможность создания кооперативных банков, положил начало созданию в стране двухуровневой банковской системы: Госбанк СССР и специализир. банки – первый уровень, коммерч. и кооперат. банки – второй уровень. Законы «О Государственном банке СССР» (1990) и «О банках и банковской деятельности» (1990) законодательно утвердили существование в стране двухуровневой банковской системы. В декабре 1990 Верховным Советом РСФСР были приняты законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В связи с образованием в 1991 Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Банк России стал единственным на территории Российской Федерации органом гос. денежно-кредитного и валютного регулирования экономики страны. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1991 Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории Российской Федерации переданы Банку России. [В целях укрепления законодат. базы отечественной К. с. были приняты новые редакции федеральных законов: в апреле 1995 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в феврале 1996 – «О банках и банковской деятельности».] В августе 1988 Госбанк СССР зарегистрировал уставы первых двух кооперативных банков в Москве и Ленинграде, к концу года в стране было создано уже 25 коммерч. банков, а к концу 1989 – 137. В последующие 5 лет ежегодно в среднем регистрировалось свыше 400 коммерч. банков, и на 1 января 1995 их кол-во достигло 2517. Вместе с тем в 1995–97 вследствие нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России у 827 банков были отозваны лицензии на совершение банковских операций. В результате системного финансового кризиса 1998 ухудшилось финансовое состояние большинства кредитных орг-ций, особенно крупных банков, имеющих разветвленные сети филиалов по стране. Резко снизилось доверие клиентов к банковской системе. Фактически свернули свою деятельность межбанковский кредитный рынок, рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Начался ажиотажный отток средств клиентов со счетов в кредитных оргциях. Финансовый кризис 1998 поставил российскую банковскую систему перед необходимостью серьезного реформирования, основная цель реформы – восстановление функционирования банковской системы в целом, совершенствование ее институциональной структуры, активизация деятельности по кредитованию реального сектора экономики. Гл. роль в проведении реструктуризации отводилась Государственной корпорации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), одному из инструментов непосредственного участия гос-ва в процессе оздоровления банковской системы. АРКО входит в банковскую систему Российской Федерации. Вступившим в силу в июле 1999 Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» создание АРКО было закреплено законодательно. В 90-х гг. наряду с банковскими институтами в структуре К.с. появились и специализир. кредитно-финансовые институты: страховые компании, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании, финансово-промышленные группы, клиринговые центры и др. Процесс приватизации в России положил начало развитию в стране инвестиционных фондов. Указ Президента РФ от 7 октября 1992 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» узаконил создание инвестиц. фондов и утвердил основную нормативную документацию по ним. Инвестиционные фонды создавались в форме акц. обществ открытого типа, осуществляющих привлечение средств за счет эмиссии собств. акций и инвестирования их в ценные бумаги др. эмитентов. Все фонды в зависимости от вида привлекаемых средств подразделялись на инвестиционные фонды и чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Первые могли аккумулировать только ден. средства, вторые – ден. средства и приватизационные чеки. Лицензирование и контроль за деятельностью ЧИФ были возложены на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, иных инвестиционных фондов – на Минфин РФ. С февраля 1998 эти функции выполняет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. В 1992–95 отмечалось активное создание ЧИФ (в ноябре – декабре 1992 их было зарегистрировано около 200, а на начало января 1996 в стране насчитывалось 570 ЧИФов, объединявших 25 млн акционеров). Но из-за несовершенства системы налогообложения доходов, полученных от инвестирования в ЧИФы, жестких ограничений их деятельности, отсутствия вторичного рынка акций ЧИФов и ряда др. причин эта форма коллективного инвестирования не получила в России должного развития. На российском фондовом рынке по состоянию на 1 августа 2001 действовали 37 паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Совокупная стоимость чистых активов ПИФов составила 5,1 млрд р. Развитие национальной страховой системы началось с принятия в ноябре 1992 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», к-рый регулирует отношения между субъектами рынка страховых услуг, а также устанавливает осн. принципы гос. регулирования страховой деятельности. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется Минфином РФ (на к-рый возложены след. функции: выдача страховым организациям лицензий, ведение единого Государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров, разработка нормативных и методических документов по вопросам страхования, контроль за деятельностью страховщиков). Во второй половине 90-х гг. число страховых организаций постоянно уменьшалось. С января 1996 по октябрь 2000 их кол-во сократилось в 2,2 раза. На 1 октября 2000 в России лицензии на осуществление страховой деятельности имели около 1200 страховых организаций. Система негосударственного пенсионного обеспечения – необходимый элемент полноценной К.с. В странах с развитой рыночной экономикой негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются активными участниками финансового рынка. Они, как и другие коллективные инвесторы, аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих портфельных инвестиций. Однако в отличие от банков, страховых организаций и инвестиц. фондов НПФ придерживаются более консервативной политики в вопросах инвестирования, поскольку их основная задача – сохранение и увеличение пенсионных сбережений населения. Формирование системы негосударственного пенсионного обеспечения в России началось с подписания Президентом РФ в сент. 1992 Указа «О негосударственных пенсионных фондах». Во второй половине 90-х гг. велась активная работа по подготовке и принятию правовых актов, регулирующих деятельность НПФ. Важное значение среди них имеет вступивший в силу в мае 1998 Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Гос. регулирование в области негосударственного пенсионного обеспечения населения и контроль за этой деятельностью осуществляет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. На начало окт. 2000 в стране зарегистрировано 288 негосударственных пенсионных фондов (охватывающих лишь около 3 млн чел.) с размером совокупных средств 21 млрд р. (основная их часть – средства НПФ, созданных крупными пр-тиями для пенсионного обеспечения своих работников) и объемом инвестиций 17 млрд р. (из них 64,3 и 15,4% – в корпорат. и гос. ценные бумаги соответственно). Развитие соврем. лизингового бизнеса на отечеств. рынке связано с внедрением арендных форм хозяйствования. В 1988 была создана первая лизинговая компания – совместное советско-финское предприятие «Арендмаш», специализирующееся на сдаче в аренду строительной техники иностранным фирмам, работающим в СССР. С сент. 1996 по июль 1998 лицензии на право осуществления лизинговой деятельности получили около 800 компаний (66 из них созданы нерезидентами). На 1 сент. 1999 лицензию на лизинговую деятельность в России имели 1025 компаний (из них 89 – иностранные компании). Доля лизинга в общем объеме инвестиций в 1998 достигла 2,3%. Развитию лизинга в России в немалой степени способствовало создание соотв. нормативно-законодат. базы. В июне 1995 Правительство РФ приняло Постановление «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердив Временное положение о лизинге, а также определив меры по активизации лизинговой деятельности в стране. Утвержденным в феврале 1996 Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации лицензирование деятельности лизинговых компаний было возложено на Министерство экономики РФ (Министерство экономического развития и торговли РФ). Вступление в силу в окт. 1998 Федерального закона «О лизинге» закрепило нормативно-законодат. базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути формирования целостной системы правового регулирования лизинговых отношений. Поиск не только новых инструментов привлечения инвестиций, но и новых форм надежной кооперации предприятий и банков привел к созданию финансовопромышленных групп (ФПГ), к-рые явились структурно-организационным звеном, обеспечившим более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики в условиях еще не сформировавшихся рыночных институтов и уже практически отсутствовавших плановых рычагов управления народным хозяйством. Указом Президента РФ от 5 дек. 1993 было утверждено Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. В дек. 1995 вступил в силу Федеральный закон «О финансово-промышленных группах». Функции уполномоченного федерального гос. органа по регулированию и организации деятельности ФПГ были возложены на Минэкономики РФ. На начало окт. 1999 в государственном реестре зарегистрировано 84 ФПГ, в к-рые входило более 1500 пр-тий и орг-ций, свыше 150 финансово-кредитных институтов. Т. о. к концу XX в. в России сложилась К.с., по структуре близкая к К.с. стран с рыночной экономикой, ведется работа по совершенствованию функционирования институтов, уже действующих на рынке кредитно-финансовых услуг, а также по созданию структур, к-рые пока не получили широкого развития в России (кредитных союзов, ссудно-сберегательных ассоциаций, факторинговых фирм, ломбардов)