Социальное партнерство
См. Партнерство социальное
См. Партнерство социальное
защита интересов в социально-трудовых отношениях.
форма сотрудничества наемных работников (их союзов) с работодателями (их объединениями).
способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.
система взаимоотношений между работниками (их представителями), позволяющая учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности и на этой основе достигать согласия по социально-экономическим вопросам, которое закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
совместное участие различных сторон в выработке и реализации социально-трудовых договоров (программ, соглашений) на определенный срок. П.с. может быть двухсторонним (между предпринимателями и профсоюзами) и трехсторонним (между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами). Развитие рыночных отношений, создание многоукладной экономики, появление и расширение слоя предпринимателей и собственников делают возможным на предприятиях трехстороннее партнерство между работодателем (предпринимателем), трудовым коллективом (в лице профсоюзов) и наемной администрацией.
форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов. Основные принципы социального партнерства: равноправие сторон; соблюдение норм законодательства; полномочность принятия обязательств; добровольность принятия обязательств; учет реальных возможностей принятия реальных обязательств; обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; отказ от односторонних действий, нарушающих договоренность; взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2. региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
3. отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4. территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
6. Социальное партнерство осуществляется в формах:
7. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;
8. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
9. участия работников, их представителей в управлении организацией;
10. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
ст. 23-27 Трудового кодекса РФ.